Дороги и автомобили
По Юкатану я проехал более 1500 км, так что определенное впечатление о дорогах вполне сложилось.
Как и ранее я отметил для себя в Коста-Рике, дороги можно разделить на 2 класса: хорошие нумерованные и как попадется остальные.
По хорошим шоссе не грех ехать быстро, чем пользуются все мексиканцы в отсутствии полицейских и камер контроля скорости.
Поначалу я ехал достаточно спокойно, стараясь сильно не нарушать скорость, установленную знаками, но в Мексике это сделать достаточно тяжело: не действует правило постепенного предупреждения о снижении скорости, и на трассе после ограничения в 100 км/ч вполне может внезапно оказаться сразу 20 км/ч.
Мексиканцам на эти ограничения нипочем, и вид совершенно спокойно повсеместно нарушающих на 100 и более километров в час водителей был совершенно непривычным.
Потом я постепенно освоился, и после возвращения из Ушмаля, когда хотелось успеть еще и на пляж до заката, и когда скорость на дороге определялась дорожной обстановкой, а не знаками, я стал ездить не по знакам, а по собственному представлению о нормальной скорости, которая не менялась от конъюнктуры знаков на дороге.
Разнузданностью мексиканцев на дорогах, видимо, и обусловлена мода начинать населенные пункты лежачими полицейскими. Встречаются они не в каждом первом случае, и это мешает вырабатыванию дисциплины снижать скорость до 20 км/ч каждый раз, когда видишь табличку “Poblado próximo. Disminuya su velocidad”. Ведь если есть возможность без ущерба для жителей (которых обычно на дороге нет) въехать в город на скорости 80 км/ч (и тем более когда так делает каждый) – почему бы так не сделать.
Но лежачие бывают очень коварны, так что подвеска моей машины явно не может сказать мне спасибо.
В автомобилях меня удивило наличие версий с большими двигателями (например, Мазда 3 с двигателем 2,5 и т.д.)
С учетом того, что мексиканцам совершенно не свойственно быстро разгоняться, было совсем не понятно, зачем им так мощно пожирающие бензин машины.
Версий на этот счет родилось несколько:
- бензин в стране относительно дешевый (дешевле, чем в нефтедобывающей России) и низкооктановый, поэтому компенсацию свойств топлива проводят увеличением объема двигателей,
- при постоянном движении на большой скорости важно сохранять хорошую динамику при этом, и именно большие двигатели позволяют этого достичь.
По дорогам ездят американские версии дизайна, которые на европейский вкус какие-то уродские, словно кто-то ставил задачу специально испортить дизайн машины. Вот как изуродована элегантная Mazda 6:
Ну и естественно, встречаются знакомые машины под незнакомыми нам (но более знакомыми местным жителям) названиями (также на снимке – знак одностороннего движения на пересекаемой дороге и номер дома над дверью).
Ненумерованные дороги, надо сказать, не такие уж и ужасные: в городах в большинстве своем состояние дорог вполне нормальное, с ужасами пришлось столкнуться в деревнях, объезжая перекрытия (по иронии судьбы – из-за строительства хорошей нумерованной дороги).
Если в России есть план по знакам, то в Мексике, похоже что – план по предупреждающим щитам на дорогах. Постоянно встречающиеся “Carril izquierdo solo para rebasar” (обгоняй только слева), “Uso del cinturon de seguridad salva (tu) vida(s)” (Использование ремня безопасности спасает (твою) жизни(ь)” хорошо и надолго запомнились, а более сложные с точки зрения испанского языка “не бросайте мусор на обочину” и “садитесь за руль только отдохнувшими/трезвыми” хорошо запомнились в своей переведенной версии. Достаточно хорошо развиты дорожные указатели. По сути, мне ни разу (кроме уверенности в правоте) не пригодился GPS, коих у меня было целых 2 (один – на телефоне, другой – бесплатно стоял в машине от прокатной конторы).
Во все мои междугородние поездки можно было вполне хорошо ориентироваться по указателям, а использовать GPS внутри городов – особенный аттракцион.
Сетки спланированных улиц – достаточно понятны: либо улицы и авеню на Манхэттенский манер (Плайя-дель-Кармен), либо: четные улицы – по одной оси, нечетные – по другой (Мерида, Прогресо). Отдельно направлениями движения (Norte, Sur) указываются дороги с односторонним движением.
Но! Внутри города могут быть свои районы (как в Мериде), и когда мне понадобилась Calle 52, несмотря на то, что город вроде бы не гигантский, этих calle 52 в городе Merida навигатор нашел больше десятка. После того, как первая встретившаяся оказалась не той, что нужно – я просто по сторонам света и указателям поехал в центр, а дальше – нашел нужную улицу.
Что касается односторонних дорог: надо отдать мексиканцам должное. В центрах городов много узких улиц, почти все они – односторонние, и все они четко обозначены на всех перекрестках, даже захолустных. Может быть, необходимость такой четкой разметки продиктована жертвами, но в результате – направление движения всегда понятно.
Полиция
Несмотря на то, что на трассе полицейских нет (точнее, они есть на границах штатов, муниципалитетов и городов, где наложено куча неровностей и никто не ездит быстро, то есть они следят точно не за нарушениями скорости), план по нарушителям у них всё равно существует. Иначе чем еще объяснить поведение полицейского, который приехал на перекресток, зафиксировал нарушения правил парковки (в Мексике нельзя ближе 15 метров до перекрестка), снял у всех нарушителей номера и поехал по своим делам дальше (скорее всего – отвозить номера в полицейский участок, вряд ли же этим занимается специальный человек). Даже местный на большом пикапе Ford, с которого за компанию с моей машиной тоже сняли номера, удивился, что такое вникалово приходится переживать и туристам тоже.
В самом участке было достаточно доброжелательно. У полиции есть явная установка не брать штрафы с туристов, поэтому у меня просто сняли копии документов и отдали номера. Я отделался только испугом, и с учетом, что всего лишь за нарушение правил парковки у меня сняли номера, не могу сказать, что он был легким. Я боялся, что у меня отберут паспорт и вообще не выпустят из страны.
Тем не менее, логика поведения того полицейского не очень понятна: ведь он же видел, что у меня – арендная машина (а это в подавляющем большинстве случаев – машина туриста), и знал, что штрафов с туриста не берут. Хотел таким образом провести воспитательную процедуру, потому что просто выписать предупреждение – не подействует?
Люди
Мексиканцы показались в общем и целом мне таким же гнильем, как арабы в Египте. В памяти у меня остались постоянные требования чаевых за что бы то ни было: за выдачу машины в прокатной конторе, за парковку (теоретически бесплатную, но на оккупированной рэкетирами территории), не говоря о банальной заправке. Заправки – это отдельная история, везде представлен только один брэнд Pemex (Petrol de México, надо полагать), но всеми делами рулят заправщики. Даже если на заправке, как все привыкли, есть магазин – деньги за бензин надо отдавать заправщику. А если отлучиться в магазин за покупкой – будьте готовы к обману, и ведь ничего не предъявишь, цифры на счетчике литров вряд ли подкручены (просто бензин слит куда-то). И даже если у заправщика нет возможности обмануть втайне, он может сделать это явно: например, как я услышал из рассказа, объявить, что данных ему денег недостаточно, и просить дать еще (если дать ему не сразу, а частями, особенно в разных валютах. У них же чернуха и можно платить долларами свободно, и евро наверняка тоже). А если открыто платить в иностранной валюте – курсы открыто грабительские, тут ничего нового по сранению с Россией.
В Канкуне я столкнулся с гремучей смесью дорогой пятизвездочной роскоши all-inclusive с кучей однотипных торговых центров – и постоянным требованием чаевых за всё и отовсюду. С учетом, что никто из местных мне так и не смог подсказать, где я могу купить непромокаемую сумку-кошелек, а недорогого проживания у пляжей не существует (всё застроено крутыми отелями), то я не решил оставить единственные ключи от машины на пляже во время купания, а поэтому поехал дальше (искать сумку) и больше в этом городке не задерживался (приехал исключительно в аэропорт перед отлетом).
Природа
По природе полуостров Юкатан можно разделить на следующие 2 части:
- практически везде – природа примитивная: плоская равнина, невысокие деревья, вдоль дорог – обычные европейские, а не пальмы. Словом – ничего интересного, и не чувствуешь из машины, что ты в тропиках,
- на самом юге – всё совсем по-другому. Географически и административно – это еще полуостров, но реально – по природе это уже другой регион. Тут и холмы с объезжающими их серпантинами дорог, и свисающие живописно деревья. Если бы я возвращался из Ушмаля в Тулум не через юг, я бы наверное решил, что скукота везде.
Пляж Акумаль
Больше о нем написать оказалось негде, поэтому напишу здесь.
Я изначально прочитал про пляж в интернете, присмотрел его себе как наиболее интересным, и в этом мои ожидания оправдались.
Главные особенности:
- низкие волны (вдалеке море бушует как обычно, но где-то есть волнорезы),
- из-за этого – прозрачная вода (взвеси плавает меньше),
- наличие черепах и прочей живности, за которыми можно наблюдать,
- куча народу, в том числе вдалеке от берега, на бесконечных снорклинговых турах, благодаря чему совершенно не страшно отплывать далеко от берега (если что – есть кому спасти). Это же означает и далекую линию буйков (я до нее не доплывал, мне было достаточно зоны слабых волн, и когда волны усиливались, я просто разворачивался и плыл обратно).
Никаких особенных усилий для того, чтобы увидеть черепах, предпринимать не надо. Если просто плыть и смотреть, что творится на глубине, на них обязательно наткнешься, а то и не на одну. Смысл платить деньги за тур я не видел. Туристические группы кучковались вокруг непонятно чего, одновременно с тем, как я наблюдал за черепахами.
Еще одна особенность – бешеные рыбки-гуппи, которые начинают окружать и покусывать любой статичный объект. Сначала это раздражало, потом пришла мысль, что может быть это они так проявляют свою игривость (и кусают типа со скуки), так что во время пауз в воде (вытряхнуть воду из очков и т.п.) просто постоянно водил ногами, чтобы навести страх и не вовлечься в игру рыб.
Пляж расположен рядом с одноименной деревней, которая совершенно дикая и нетуристическая, рядом с пляжем можно жить только в относительно дорогих и крупных комплексах у моря, так что более бюджетные варианты нужно искать в туристических местах – либо в Тулуме, либо в Плайя-дель-Кармен, которые расположены в 25-30 км. Если нет машины – до пляжа можно добираться на маршрутках, дороги свободные, маршрутки едут быстро. У пляжа – парковка за чаевые.