Музей народной архитектуры и быта «Строчицы» – исчезающее впечатление

В Строчицы стоит ехать хотя бы за тем, что музей постепенно умирает. Созданный в советское время 35 лет назад, он не получает должного внимания сейчас, а потому все ощущения, которые находясь в нем испытываешь, скоро испытывать будет не от чего.

(схема с официального сайта музея, не имеющего русской версии)

На схемах музея, расположенных на территории, указаны 5 региональных экспозиции, каждые из которых много лет состоят из объектов на реконструкции или в стадии строительства (оба Полесья – на 100%). Подвижек этому не предвидится. Хотя нельзя сказать, что музей бедствует – по словам одной из работниц, денег, которые выплачивают киношники за съемку фильмов на территории, хватает более чем. Только вот на развертывание музейной экспозиции почему-то не остается – только на улучшение имеющихся объектов.

Проезд

Проехать к музею (что автобусом, что на машине) можно через деревню Озерцо (Азярцо – бел.), к которой дорога лежит через Минский авторынок «Малиновка». Я был в музее 30 апреля – в разгар преддефолтного волнения, когда многие белорусы старались вложить свои иссякающие запасы хоть во что-то более-менее ценное, создавая ажиотажный спрос на машины.
Хотя может быть там всегда так густо. Тогда на съезд с МКАДа (если двигаться по нему) нужно планировать или небольшой расход своей доли наглости, или минут 15-20 – съезд совмещен со светофорами и пешеходным переходом.
Кстати говоря, желая попасть в музей, пришлось специально выехать на день раньше, потому что в праздники (1 мая) он не работает.
Есть соблазн поехать через почти одноименную деревню Строчица с трассы М1 (Москва-Брест), но официального входа на территорию там нет, можно попытать судьбу и пробраться дикарем.

Срединная Беларусь

Центральный регион экспозиции, почти полностью совпадающий с территорией Минской области, которым осмотр начинается и заканчивается. Доминантой стоит деревянная Покровская церковь XVIII века из деревни Логнавичи (Минская область).

Церковь приятно не только наблюдать снаружи, но и находиться внутри.
В тот день в ней должен был выступать сербский православный хор в составе 55 человек.

Рядом есть и другие показавшиеся интересными объекты: весьма аутентичная школа (на стенах – портреты императора и императрицы) из деревни Колодчина.

И впечатляющее размерами гигантское гумно (это для хранения зерна и всего с ним связанного) – богатое хозяйство было, видимо, в деревне Лучинки.

Если присоединиться к экскурсии – можно услышать рассказ о старинных обычаях и укладе жизни крестьян, в котором языческие поверья представлены даже шире православных представлений и обрядов.

Там же – и двор в одну линию, и (со стороны несостоявшейся экспозиции Полесья и Понеманья) богатая ткацкая усадьба католических хозяев с иконой “три в одном”, которую достойно заснять не удалось. Общий смысл – в том, что на фоновую икону словно расписанными с двух сторон жалюзи поставлены две другие иконы (по 1 на каждую сторону), и в зависимости от угла просмотра (прямо, слева или справа) меняется видимая поверхность.
Добрая смотрительница усадьбы может много что рассказать, не отрываясь от вышивки национальных узоров, отказываясь от материальной благодарности.

Здесь надо отдать должное работникам музея – за последние годы и церковь, и музей стали смотреться более интересно, чем приходилось раньше наблюдать на фотографиях.

Поднепровье и Поозерье

Поднепровье представлено беднее всего. Только один большой двор закрытого типа с пчелиным хозяйством, мельница где-то в поле вдалеке и Преображенская церковь в аварийном состоянии.

Повеселее ситуация в Поозерье, где есть интересные дворы закрытого типа с хлевами, но и много закрытых объектов тоже.

Их фотографии у меня почему-то не сохранились.

Вне территорий

Обособленно от 3 сгруппированных территорий у входа/выхода в музее находятся еще одна деревянная церковь (закрытая со всех сторон), на опушке – дом колдуна (в котором после смерти хозяина никто не мог прижиться), мельница (ближайшая к дороге, а потому излюбленная молодоженами) и вот такие произведения народного творчества.

Сухой остаток

Немало интересных впечатлений, достойная экспозиция, ощущение причастности к чему-то хрупкому и разрушающемуся.

1 Trackback

Оставить комментарий

Войти с помощью: