Макет центра Москвы 1977 года

От Юли, вместе с которым мы проводили прогулку по центру Москвы в рамках Moscow Couchsurfing Invasion, я узнал про то, что в гостинице «Украина» выставлен на всеобщее обозрение макет-диорама центра Москвы.
От выставки генплана развития Москвы,  которую я посетил 3 года назад, макет отличается раскрашенностью, акцентом на Кремль и отображением города образца давно ушедших дней.

В центре Ивановской площади – памятник Ленину


Макет был изготовлен по заказу МИД СССР к Национальной выставке 1977 года к дням 60-летия СССР в Америке.
Его дальнейшая история достаточно подробно расписана на всё еще существующем сайте-объявлении о продаже макета.
На стенах у самой диорамы помимо советских кадров Нового Арбата, Киевского вокзала и Дорогомилова демонстрируется историческая справка с легендой, что когда первый человек на Луне, астронавт Нил Армстронг решил прицениться к макету, ему ответили «Москва не продается!»

Помимо того, что этот макет – сам по себе шедевр модельного искусства, он позволяет оценить (вспомнить), какова была советская Москва.
Чтобы в кадр попали главное здание МГУ, стадион в Лужниках и сцена Дворца пионеров, левый край обзора смотрит на юго-запад. Я так и не понял, сжато ли перспектива (больше ли положенных 180 градусов отражено на макете), но правый край в любом случае смотрит на северо-восток, ограничиваясь гостиницей «Россия», а одна из 7 высоток (которая на Котельнической набережной) – в диораму не попала.

Подсвечивается Успенский собор

Диорама была почти утрачена, и ее пришлось восстанавливать, и если на объекты энтузиазма хватило, то люди, которые придавали макету жизни, восстановлены не были.
Фотография старого варианта макета

А вот как выглядит Красная площадь на макете сейчас. Над гостиницей «Москва» высится Останкинская башня.

А чуть правее башни – памятник «Покорителям космоса» на ВДНХ.

Издалека, за Никольской башней, просматривается силуэт гостиницы «Интурист».

На фасаде Большого Кремлевского дворца – большие буквы С С С Р

Куполов Казанского собора (позднее восстановленного) – нет, Воскресенских ворот – тоже (гостиница «Москва» просматривается насквозь).

Диорама сделана очень качественно, разница между макетом и рисунком не бросается в глаза (может быть, из-за удаленности), но на таком увеличении удается рассмотреть, что гостиница «Москва» – уже нарисованная, а историческое здание Государственной Думы музей имени Ленина и Исторического музея – нет.

Над стадионом в Лужниках нет не только крыши, но и чаши Олимпийского огня. Честно отображены не только Новодевичий монастырь, но и Храм Троицы Живоначальной на Воробьевых горах (и все остальные храмы).

Больше всего в мою картину Москвы не ложился вот этот фрагмент. Если с углом здания МИДа к Кремлю я ошибся (думал, что его уж излишне отодвинули влево – а он на самом деле настолько далек от Нового Арбата), то смотрится он всё-таки слишком близко относительно своего реального местоположения, как будто находится где-то на Гоголевском бульваре на уровне первой новоарбатской башни (а не на Садовом кольце, дальше последней).

Большое внимание в освещении диорамы уделено смене времен суток. Вот так выглядела ночная Москва в СССР, не облагороженная подсветкой отдельных зданий (ну разве что Останкинская башня и высотка на Красных воротах Лермонтовской).


Внимание ночи уделено, на мой взгляд, даже излишнее (оттого большинство рзмещенных фотографий – ночные). В результате, чтобы сделать кадр при нормальном освещении, нужно выдерживать чуть ли не полный несколькоминутный цикл смены времени суток.

1 Trackback

Оставить комментарий

Войти с помощью: