Выборгский замок. Башня святого Олафа и музей

Территория выборгского замка – уже сама по себе достопримечательность, поэтому в летнее время для входа на нее требуется билет (стоящий, правда, всего 10 рублей).


На самой территории есть что посмотреть – впрочем, совсем недолго, потому что территория его совсем небольшая, так что перейдем в рассказе к основным примечательностям.

Башня святого Олафа

Подъем на высоту в 50 метров длиной чуть менее 300 ступенек проходит по не до конца отреставрированному и укрепленному пространству.
На одном из окон накидано куча монет.

Обращают на себя внимание плавные линии изгиба крыши башни – сначала в одну сторону, потом – в другую.

Перед выходом наружу башни лестница резко становится круче, и чтобы об балку не бились головой – она обмотана поролоном (на следующий день такое же я видел в Смольном соборе).

Когда снизу я услышал от смотрительницы “наверх и по часовой стрелке” – я не уяснил, что вторая часть пожелания относится к поведению наверху. Слишком непривычно одностороннее движение на смотровой площадке. Тем не менее, правило введено не от хорошей жизни – на площадке слишком узко (едва расходятся 2 человека), и постоянно приходится держаться (то за ограждение, то за обшивку башни), чтобы не упасть.

Никаких ограничений на количество людей на башне не ведется, и когда приходит туристическая группа – людей там набивается как сельдей в бочке.
А когда все начинают делать стандартные туристические фотографии “я на фоне…” (подавляющее большинство делает их под конец движения по стрелке, по направлению на восток), то для того, чтобы войти внутрь (вход с юга) – реально проще обойти всю эту братию против часовой стрелки.

Вид с башни, с одной стороны, интересный – с другой, была непогода, с дальним промышленно-советским планом он не смотрится, да и ничего особенно нового по сравнению с тем, что хорошо растиражировано в сети, я не увидел.
Более интересно будет показать макет Выборга перед взятием его русскими войсками (уже с прямоугольной сеткой улиц) в краеведческом музее, который к тому же можно посмотреть не только с запада, но и со всех остальных сторон и сверху.

Краеведческий музей

Бросается в глаза множество сгоревших строений – видимо, такова и была хитрая задумка (если что-то и будет смотреться недоделанным, оно будет выглядеть органично).
Часовая башня и Кафедральный собор (с повреждениями) пока еще на месте. Рядом с нынешней Соборной площадью – деревянный храм.
Рядом с Ратушной башней еще стоит монастырь доминиканцев.

Сама Ратушная башня попала в кадр с перпендикулярного ракурса.
С него хорошо видно двухэтажное еще не надстроенное здание старой Ратуши у моста на замок.

Более детализованный (до уровня людей) макет середины XX века был вывезен и хранится в музее Лаппеэнранты.
А в выборгском музее в дополнение к макету можно увидеть картину выборгской крепости.
Здесь наглядно видно, чем крепость отличается от замка. Если в замке живет только правитель, то в крепости – весь остальной люд, в то время как и тот, и другой – это укрепленные сооружения.

Во времена Петра языком для международного общения и изложения на латинице служил голландский.

Финские залы

Наиболее интересной частью программы были залы, арендованные финской стороной. По сравнению с российской частью экспозиции – небо и земля. Финны показали действенный пример, что и как должно быть показано в музее.
Другое дело, что не только из-за лени, но наверняка скорее от хронического безденежья российская часть не берет с нее пример.

Информация представлена на 4 языках: русском, финском, шведском и английском.
Картинки пронумерованы, информация разбита по разделам – всё просто и понятно.
Аутентичная табличка выполнена на 3 языках.

Неудивительно, что финны не избежали соблазна пропаганды и в качестве названия города на английском языке стали использовать своё Viipuri.
Как правильно перевести – это может быть таким же вечным спором, как Kiev и Kyiv, но в данном случае финское название было актуально лишь 20 лет, поэтому оно смотрится несколько претенциозно.

Впрочем, как свидетельствует советская экспозиция военных лет – и советскими властями оно использовалось в 1940-м году.

Солидная часть эспозиции посящена временам фото-эры – поэтому представлено очень много фотографий. Одна из них уже была приведена в описании старого города, еще один интересный пример – это площадь Красного Колодца (ныне – Красная).
Угловой дом правее и выше дома Москвина (с двумя башнями) сохранился и существует сейчас в виде политехнического колледжа «Александровского»- но он своих двух башенок лишился и смотрится сейчас гораздо беднее без них.

Как и по всей империи, в Выборге торговали заморскими колониальными товарами.
Сначала – вывеска на финском языке, потом – дублируется на русском.

Также представлены карты, наиболее интересная из которых – 1913 года.
Таким же цветом, как и железная дорога, обозначена трамвайная линия, от вокзала к порту.

Вот пожалуйста, еще один пример, что раньше финны использовали W вместо V в названии города.

Шведский язык в Финляндии был и остается официальным.
Непривычно видеть модерновые шрифты для северных языков (хотя это, конечно же, дело привычки).

В одном из залов – уличные таблички разных времен.

Еще одна интересная задумка – модели интерьеров 4 разных стилей, бытовавших во времена Великого княжества Финляндского и независимой Финляндии.
Правда, без бликов и в более-менее нормальном качестве сохранился только 1 снимок, да и тот – не самый примечательный.

Циферка в углу картинки дает безошибочно определить, что мы вернулись в советскую экспозицию (я сомневаюсь, что в российское время она сколь-либо существенно изменялась).
Вот что было после войны.

Ну а самый главный работник музея – это кот, мирно спящий на парадном стуле.

Оставшаяся часть музея пока пустует, и что будет в музее после окончания аренды у финнов – не понятно.

Оставить комментарий

Войти с помощью: