Выборг. Общие впечатления, старый город и детали

Вслед за российской Германией (в Калининграде: 1, 2, 3, 4, 5, 6) и белорусской Польшей (Брест, Гродно (1, 2, 3), Поставы, Глубокое) и Литву (Гервяты) моему взору предстала российская Финляндия в Выборге.

Выборг меня встретил своей стандартной погодой: если в начале августа-2012 на всей европейской территории России стояла жара, то при подъезде к Выборгу солнце сменилось тучами, и пошёл дождь.



В отчете будет минимум стандартных туристических впечатлений от Выборга, так что если использовать его для информации о городе – он будет дополнением к “основному блюду”, легко находимому и обширно представленному на просторах интернета.

Надо сказать, что если во всех остальных местах приходилось приглушать увеличение насыщенности на фотографиях (если стремиться его задать), то на большинстве выборгских фото серые краски настолько перетягивают акцент на себя, что перенасыщения цветов совершенно не чувствуется. И превращать в черно-белые фотографии не надо – они серо-белые уже изначально.

Что касается туристических впечатлений, то они остались неоднозначные.
С одной стороны, город конечно с непривычки приятен и колоритен.

С другой – чувствуется какая-то недосказанность и недоделанность.
Уже нет того впечатления запущенности от города, которое можно встретить в более ранних отчетах, но туристу город по-прежнему не дружественен.

Маленький пример: я читал, что на Часовую башню можно забраться на смотровую площадку. Да что там читал – видел своими глазами.
Но когда пришел к башне, чтобы забраться на нее – остался в недоумении. Вход закрыт, соседняя дверь – ведет в предбанник жилого дома (велосипед, холодильник и прочее не оставляли в этом сомнения), кого спрашивать – не понятно.

Туристический центр, расположенный в средневековом доме купца Веркрута – на 11-й час субботы был закрыт.

Если встречается табличка – то она одна на три ближайших объекта, и если ближайший – понятно где, то остальные приходится искать за углом. В результате когда я вышел к костёлу святого Гиацинта – я не был уверен, что вижу то, что хочу, потому что нигде перед ним это указано не было, а вид у домика – совершенно некостёльный.

Совершенно никак не развит общественный транспорт. Понятно, что это чувствуется только при желании попасть в парк Монрепо (остальные части города быстро преодолеваются пешком), но поскольку это одна из основных достопримечательностей города – недоработка выглядит актуальной, можно было бы хотя бы по выходным пускать автобус для туристов.
Автобусы ходят раз в 20-25 минут – достаточно большой интервал, чтобы перестать на них рассчитывать.
До маршрутного такси город не дорос – видимо, чувствуется влияние такси обычного, которое на каждом шагу.
Город кажется таксистской меккой (особенно когда оборзевший водила хочет за 5 км пути от Монрепо к вокзалу не меньше 150 рублей – и это в провинции). Правда, более сговорчивый таксист, что вёз меня от Монрепо к вокзалу за 120, сказал, что красивая жизнь только на выходных – в будни с учетом минимальной выручки, сдаваемой на базу, можно вполне остаться ни с чем.

И о дорогах. Как и водится в нормальных европейских городах, улицы в центре города мощены булыжником.
Сдается мне – что с финских времен, то есть более 70 лет.
И за всё это время дороги ремонта не требовали (иначе бы положили асфальт – если не на Крепостной с ее перепадами высот, то уж на плоском проспекте Ленина – точно).
И если как пешеход я против булыжников (даже не на каблуках или шпильках, а просто на тонкой подошве ходить на нем уже некомфортно), то как водитель – у меня смешанные чувства.
С одной стороны, терпеть постоянную тряску – не самое приятное для подвески дело, с другой – хоть не будет постоянного ремонта дорог. Если бы сокращение затрат на ремонт влияло на общее качество дорог – я был бы за булыжник.

Детали

То, что много надписей дублируется на финском и финских туристических автобусов больше, чем российских – ожидалось, и потому не удивило.

На финских домах принято обозначать в камне не только архитектора (что лично мне не удалось увидеть) и год постройки, но и номер дома, и даже подъезд (латинскими буквами).
Действительно, это удобно и коротко – вместо “дом 5, подъезд 4″, можно указать название улицы и “5D” (на снимке – дом 5 по улице Ростовской).

А на этой фотографии на доме номер указан даже точнее (8а), чем на советской табличке рядом (пр. им. Ленина, 8).

А здесь примечательно не только обозначение номера дома (двойка вверху кадра совершенно не бросается в глаза), но и прекрасная иллюстрация линии Орта в толстом камне.

Символ города, изображенный на флаге и гербе – шведская буква W. Финны 100 лет назад тоже писали название города с использованием этой буквы, затем стали использовать V.
Так что букву W можно увидеть и на несфотографированном памятном знаке у вокзалов, и на урне.

А на трубах дома Лунда (1799 год постройки, вроде как) – шведоориентированное граффити.

Тот же дом Лунда с другой стороны.

У этого дома – выемки по краям обеих сторон арки. Для чего – сообразить не смог.

Чтобы обыденная процедура казалась веселей.

Старый город

Если оставить за скобками прекрасные дома «Хякли, Лаллукка и Ко.» и дом Москвина (на Красной площади, с двумя башнями, к нему мы еще вернемся в записи про замок), встречающих гостей города рядом с автомобильным и железнодорожным вокзалами, первое впечатление от города – возникает от проспекта Ленина, или по-фински – Torkkelinkatu). В отличие от других улиц, получивших своё название и расположение (согласно новому генеральному плану) во времена Российской империи, эта улица – парадная для финской застройки Выборга на границе XIX и XX веков, получила свою известность явно под другим названием, нежели под именем Ленина.

А застроена она в стиле северного модерна с финскими мотивами, иначе говоря – в стиле национального романтизма.
Если хочешь увидеть модерн – иди на окраину исторического центра, это правило соблюдается во всех увиденных мной городах.
Самый-самый центр обычно застроен более старыми зданиями, а под массовую застройку, как и всегда, отводятся окраины города того времени.

Здание Финского коммерческого банка (правопреемник – банк Нордеа), дом номер 12/10.

А вот как выглядели эти окрестности в финский период (это мы забегаем немного вперед – фотография из финской коллекции в краеведческом музее в замке).
Обращают на себя внимание трамвайные провода.
Я встречал критику советских властей за разбор трамвайных линий – но теперь, в российское время, на узких улочках трамвай действительно смотрелся бы неуместно.

Самое крупное отделение Сбербанка России располагается в здании бывшего Выборгского сберегательного банка (удачное совпадение), дом номер 2.
В его оформлении отчетливо выделяются гербы и детские фигурки.

И если со стороны Torkkelinkatu их только 2, то со стороны Рыночной площади – 7, над каждым окном первого этажа.

А крайнее крыльцо здания, как ни странно, ведет в администрацию городского поселения Выборг. Обращаем внимание на шведские короны и любимую букву W (архитектор здания – швед, судя по фамилии Нюстрём).

Примеров финского модерна достаточно много, они очень приятны, изучать их можно достаточно долго, а мы уже пришли в более старый город.

Интересное и не очень освещенное место – безымянная площадь у дома на скале по улице Прогонной, не сравнимая конечно с основными и наиболее известными (Рыночной, Ратушной, Соборной и Красной), но всё равно примечательна.
На фасаде крайнего слева дома №9 даже под острейшим углом угадывается барокко (в данном случае – необарокко), по дому №7 – зал Свидетелей Иеговы, чуть глубже – дома XVI века с кафе/постоялым двором и уже упомянутый дом купца Веркрута. И в дополнение ко всей этой европейско-средневековой красоте – исконно русские куча и фонари на проводах над улицей.

Расположенный на этой площади правее дом на скале (дом парикмахера) – как ни подбирай ракурс, но масштабность и впечатление всё равно не получается передать. Вживую скала смотрится гораздо больше.

Планировка города хоть и была прямоугольной, но от берегового рельефа полуострова всё равно никуда не уйти, поэтому в городе были построены такие прекрасные угловые здания, как дом по Выборгской, 1.

А на соседнем доме (бывший дом Дагермана, ныне филиал ЛГУ им. Пушкина) – колоритно перекрикивались чайки.
Обычно на видео слышно мое дыхание – но так громко, как здесь, я дышать всё-таки не могу. Мы на берегу залива, ветер дает о себе знать.

Во дворе по Выборгской улице рядом с ратушной башней – магазин “выборгского монетного двора”. Видно было по вывеске, что ребята старались и место интересное, но мне оно было не в настроение, покупать монеты я не собирался и прошел мимо. Потом решил всё-таки вернуться, но сразу этого не сделал – и капитально забыл.
Пошёл в замок.

Оставить комментарий

Войти с помощью: