Местность, в которой находятся майянские города Ушмаль, Каба́ и Лабна, является единственным холмистым местом на Юкатане, благодаря чему (и не только чему) картинки становятся живописнее.
Ушмаль
При входе на территорию после турникетов – не сразу комплекс, а сначала внутренний дворик, где есть не только традиционные сувенирные и закусочные лавки, но и музей комплекса. Почему десятилетий с 1920-го до 2012-го насчитали всего 8 (ocho décadas), а не 9 – остается загадкой.
Пирамида волшебника, гнома, или еще именуемая El Adivino, встречает гостей прямо при входе своим восточным фасадом.
Она гораздо разнообразнее, чем пирамида Кукулькана в Чичен-Ице, мы можем сравнивать разные фасады, и наслаждаться скругленными углами (которые относят к свойствам архитектурного стиля Пуук).
А если смотреть с северо-запада – можно зайти внутрь пирамиды: нет ни охранников, ни запрещающих знаков и перетяжек, и даже дорожка протоптана.
Но, по правде говоря, смотреть там особенно нечего, да и стеснено там как-то.
С западного же фасада (как и с восточного) залезать вверх по лестницам нельзя.
Кадр с выставки в Ме́риде сделан 80 лет назад похоже что с того же места, очень уж похож ракурс.
Интересной мне показалась конструкция лестницы: сами ступени лежат параллельно земле, укрепления под ними идут параллельно наклону стороны пирамиды, подпорки – перпендикулярно поверхности.
Многочисленные маски Чака (бога молний) считаются свойством стиля пуук, хотя и в Чичен-Ице их было немало.
На площади женского монастыря проводится ночное светомузыкальное шоу, и в результате северное здание комплекса просто используется как подсобка для дешевых пластиковых стульев.
Вот как оно выглядело в начале XX века.
Еще одно свойство стиля пуук (которое, как ни странно, также можно встретить и в непууковских постройках) – это использование змеи в декорировании.
Общий план фасада западного здания. Крыша поддерживается деревяшками.
И снова – вид, как это место выглядело в прошлом.
Как уже можно было заметить, в оформлении используются арки примерно одной и той же конструкции, при проходе через которые звук отражается отовсюду, с соответствующим акустическим эффектом
На территории имеется и свое поле для игры в мяч – правда, достаточно скромное, и кольца расположены далеко не на 9-метровой высоте, как будто эта площадка – для детей
Раньше как всегда, было еще хуже, чем сейчас.
Следующий пункт программы – это величественный дворец губернатора. Несмотря на наличие неровностей в ландшафте, вождям этого было мало, и они отдали команду 25-тысячному населению города создать площадку 10 метров высотой. По форме она получается как срезанная египетская пирамида (только стороной в пару сотен метров), и составлена из маленьких камней, а не из больших.
На ровной площадке расположены двуглавый ягуар (властный трон), за ним – еще один символ, напоминающий фаллический, значение которого к моменту написания записи уже оказалось забыто (а информационная табличка – не сфотографирована).
И, наконец, на постаменте постамента – возвышается непосредственно сам дворец губернатора. Ровность рукодельной равнины на камнях можно оценить справа кадра
Дворец губернатора размерами 98*12 метров интересен не собственной архитектурой, а тем, что благодаря 20-метровой высоте открывается вид на весь комплекс сверху (на пирамиду – с уровня ее центра), чего так не хватает Чичен-Ице. На этой высоте ты уже находишься выше деревьев и видишь горизонт, как и полагается губернатору. Может быть, в этом и была задумка устроителей.
Из архитектуры дворца можно отметить маски Чака в основаниях углов здания, по диагонали
По моим понятиям, главная пирамида комплекса – это пирамида волшебника, но у майя были другие понятия (и состояния памятников), поэтому Большой пирамидой считается полузаросший храм вдали от входа, за дворцом губернатора.
Здесь довелось наблюдать интересную и нехарактерную картину, когда охранники прекрасно видели нарушителей, залезавших наверх пирамиды, но никак их не препятствовали. Они даже чуть ли не подсказывали, как надо лезть.
Охранники просто ждали внизу, чтобы спросить чаевых за молчание и помощь?
Очень впечатляют также развалины голубятни. Вроде ничего сверхъестественного – но всё же.
На подступах к ней с тыльной стороны почему-то вспомнился Ангкор, который я пока видел только на фотографиях, и опасность колючих растений, мимо которых по тропинке нужно ходить исключительно близко.
Судя по форме, в оригинале у комнатушек была еще вторая часть крыши.
По дороге встречаются мелкие строения с той же формой арки, с традиционно пронумерованными блоками.
Еще одно преимущество Ушмаля перед Чичен-Ицей – это более спокойная обстановка. Понятно, что по отдаленным закоулкам можно гулять спокойно и там, и там, но в Чичен-Ице была бы немыслима ситуация, что на такой площади – вообще никого народу.
На посошок – храмчик с простейшими ордерами у колонн
Вид с деревянными подпорками изнутри
Итого: впечатления от комплекса Ушмаль вышли гораздо живописнее, чем от Чичен-Ицы, несмотря на то, что сам он меньше и ходил я по нему всего 2 часа (против 4 часов днем ранее), но и фотографий, как ни странно, осталось больше после Ушмаля. Чичен-Ица берет разнообразием, в то время как Ушмаль – насыщенностью и живописностью, хотя и на разнообразие комплексу грех жаловаться.
Каба́
Комплексы-соседи, объединенные с Ушмалем в один объект всемирного наследия, уступают ему по всему, в том числе и по входной цене, и в общем и стоят второстепенного внимания, но мне было интересно посмотреть на разрекламированный храм масок, поэтому всё-таки решил поехать в комплекс Каба́ .
По полной площади он, пожалуй, даже больше, чем Ушмаль. Другое дело, что большая часть комплекса находится в диком состоянии, а для посещения открыта только восточная часть (grupo este).
Снова – рукотворный пьедестал, на этот раз – вылизанный до ровности, и уже не пирамидальный, а из прямоугольных параллелепипедов. Пьедестал в Ушмале, на самом деле, был такой же, но облупился (к чему приходишь, сравнивая 2 кадра)
Сам храм масок, к сожалению, не впечатлил. Возможно, виной тому время суток посещения – лучше приезжать после 12 (а может даже после 13), когда солнце начинает освещать фасад, направленный на северо-запад-запад.
Зато есть интересные статуи с тыльной стороны храма.
Общий план храма с тыльной стороны.
Приятно наблюдать, когда посреди комплекса растет апельсиновое дерево.
Справа по курсу (и прямо по курсу на солнце) находится вершина самой высокой пирамиды восточной группы комплекса. Смотрители сидят так хорошо, что практически не вставая со своих стульев на входе, они видят основную тропинку наверх и сгоняют желающих туда забраться.
Но зато этот ракурс дает понимание новой интересной цели – большой дикой пирамиды центральной группы памятников.
В процессе – можно насладиться большими деревьями, которыми богата здешняя земля.
Дикая пирамида интересна тем, что она показывает вживую, в каком состоянии были все основные достопримечательности майя 100 лет назад, но не на фотографии, а вживую.
Но если они и правда были такими, возникает вопрос, сколько же работы было проделано по цементированию при реставрации, потому что эта пирамида сейчас – просто неустойчивая груда камней, покорение которой просто опасно (либо же эти камни отвалились и упали сверху, что не делает покорение проще)
Да и вообще, проход к пирамиде основательно зарос (например, стеблями метра 2 высотой), и повсюду шорох от животных, которые почуяв приближение человека, пугаются и пускаются наутек вглубь леса. Это – если они мирные, а что если входишь на территорию хищников?
Словом, зрелище это познавательное, но кажущееся опасным.