Если попытаться охарактеризовать Мадрид одной фотографией, она будет вот такая. Iglesia de las Calatravas в стиле барокко и высокое Edificio La Unión y el Fénix Español за ее углом.
С Мадридом у меня как-то сразу не сложилась дружба. Во-первых – повсеместные толпы на улице. На одной улице – еле протолкнуться, на другой – тоже, переходишь на третью – примерно то же самое… Дело было в 4-5 вечера в будний день 2-го января. Естественно, гулять по такому городу – ничего особенно приятного.
Во-вторых, невезуха сложилась с музеями на посещение. Иду я, значит, сначала в Monasterio de la Encarnacion. Я привык, что католические церкви часто бывают закрыты – но в данном случае это музей со вполне определенным режимом работы (до 18), так что потратив время на потерянный багаж в аэропорту, я не медлил, чтобы попасть туда, куда хотел.
Однако – доступ в монастырь (где самое интересное – интерьеры) осуществляется только по групповым экскурсиям, и хотя время работы еще есть, больше экскурсий – уже нет.
В следующем по пути Monasterio de las Descalzas – та же картина. В церковь San Antonio de los Alemanes я даже не пошел (хотя, вполне возможно, одно дело – монастыри, другое – отдельно стоящая церковь). Желания уже особо не было.
Ну и в довершение прекрасной прогулки – Palacio de Communicaciones. Смотровая площадка на его крыше уже не бесплатная, как некогда было раньше, но в честь первой среды месяца все билеты бесплатны (и ограничены по количеству), поэтому несмотря на остающийся запас по времени работы вход невозможен. Где-то я это уже слышал. Но возвращаться сюда на следующий день утром уже не входило в мои планы.
Соревноваться в съемках особо баянных ракурсов я не стал, поэтому сосредоточился на деталях и неизвестных зданиях.
Собственно, кроме нескольких наиболее известных строений в Мадриде и нет ничего особо примечательного (и ничего из города не включено в список всемирного наследия).
Общегородские детали
Как и во многих других городах Испании, для обозначения улиц используется глазурованная плитка. Особенность Мадрида заключается в наличии у каждой улицы своей пиктограммы.
Объяснение этому такое, что в крупнейший торговый город страны стекались кучи неграмотных, для облегчения навигации которых все надписи продублированы картинками, которые он может запомнить, если не понимает буквы.
Ширины полос вроде бы одинаковые, но тем не менее слева знак – не сплющенный, справа – сплющенные
Plaza Mayor и окрестности
Главная площадь города (во всяком случае, по своему названию, коль скоро по смыслу на этот титул также претендует Plaza Sol) не имеет своей станции метро, поэтому пробираться на нее в любом случае надо переулочками, через арку.
На подходе со стороны метро Sol нас поджидают эдакие “ворота из плитки”.
Саму площадь я застал в совершенно непотребном виде, огороженной и полностью загаженной после какого-то празднования. Хотя, с учетом ее торгового прошлого, вполне возможно, именно так она и выглядела в те времена.
Убирать мусор в общем-то не особенно и торопились.
В центральном здании Casa de la Panadería можно обратить внимание не только на башенки и балконы, но и на богатство росписи (а также на то, что на верхнем этаже центральные женщины своими руками держат крышу).
Сейчас площадь полностью укатана в плитку, и надо признать, что раньше, с деревьями, скамейками и т.п. площадь сморелась лучше, и уж точно – душевнее.
Эту фотографию (среди прочих кадров старого Мадрида) я увидел на противоположной, южной стороне площади, в павильоне с пятым номером (номерами снабжены все заведения на площади). Башня главного здания площади хорошо отражается в витрине.
Здесь есть на что посмотреть и что долго изучать.
Santa María la Real de La Almudena
Тем не менее, и Plaza Mayor, и напоминающая своими очертаниями Puerta del Sol долгое время находилась за пределами городских стен. А центральной была оружейная площадь (Plaza de la Armería), расположенная между королевским дворцом и собором Альмудены.
Дворец ничем особенным от своих собратьев не отличается, а вот у собора есть много чего интересного. В результате, сначала я хотел назвать подраздел “в христианских границах” – но по факту оказалось, что никаких других фотографий, кроме собора Альмудены, у меня не осталось.
Помимо совершенно разных по стилю фасадов, можно отметить необычный ордер второго яруса колоннады.
По сравнению с крупнейшими соборами Испании это, конечно, так себе соборчик, но небезынтересный.
Прекрасные горельефы.
Впечатляюще высокие и узкие нефы.
И что после них остается на полу. Как и в Г(а)родне, в оформлении христианского храма используется символ ислама – восьмиконечная звезда.
Проходя через витражи, свет рисует узоры.
Латинский квартал/La Latina
Квартал широко известен в туристических кругах, однако, почему-то менее заполнен туристами.
Вроде бы вот тебе средневековый город – но из-за отсутствия громких достпримечательностей почти никого нет, а по узким улицам редко ездят автомобили и тем более туристические автобусы.
С учетом некоторой душевности, которая складывается на его улицах, Латинский квартал, пожалуй, самое приятное место в Мадриде.
Таблички помнят гражданскую войну.
Дом с нарисованными окнами уже разрисован граффити, но если не обращать внимания, всё так же впечатляющ.
В интерьере станции La Latina – старые фотографии
И Небольшой музей с картой старого Мадрида, из которой как минимум видно, что буква ç не так давно была заменена на z в испанском алфавите.
Calle Mayor
Улица – темная лошадка внимания. Несмотря на то, что ничего принципиально важного на ней не расположено, именно дома и детали по этой улице мне почему-то попросились в кадр. Ну и в самом деле, главной улицей фигню не назовут.
Росписи вокруг балкона, с которого было совершено покушение на короля Альфонсо XIII. Во времена Франко улица была переименована в честь неудавшегося цареубийцы (и в этом испанцы брали пример с Советского Союза, с его улицами Халтурина, Засулич и других террористов).
Напротив муниципалитета (ayuntamiento), построенного в том же стиле, что и Casa de la Panadería, а потому не особенно интересного, начинается улица Локтя, или Calle del Codo, названная за свою изогнутую форму.
Пиктограмма вполне интуитивная.
Возвращаемся обратно на главную улицу.
В этом доме можно многое на что обратить внимание, но самое важное – барельефы
Табличка перед входом в самый старый действующий кондитерский магазин города
Главная улица, может, и не такая торжественная, как широкая Gran Vía (высокие здания на которой всё равно создают недостаток света на улице), но в целом более приятная и интересная (хотя от вездесущих туристов ни там, ни там никуда не деться).
Gran Vía и окрестности
В глубинах памяти отложилась фраза, что в таких шикарных зданиях, как в Петербурге, Макдональдс больше нигде не встретить. Мне кажется, заведение на углу парадной Gran Vía и Calle Montera может с этим поспорить.
Во всяком случае, входная группа явно не из категории фаст-фуда.
Самое понравившееся здание на Calle de Alcalá – Casino de Madrid.
Впечатление от прекрасной круглой Plaza de Canalejas было подпорчено толпой народу (в-основном, туристами – и что они, интересно, все в таком количестве забыли на этом не самом известном месте?), но красоту Edificio Meneses – не пропьешь. Конечно, Edificio Metrópolis тоже впечатляет, но оно на порядок известнее.
И еще
А здесь, на Calle del Arenal – невероятное число голов в оформлении
Не только вверху первого этажа, но и вверху предпоследнего (маленькие, по 2), последнего (большие, по 1), и над каменными балконами на всех этаж (1 большая, см. справа кадра).
Деревянный модерн бывает и вот таким
Всякие разного рода художественные музеи – не в моем вкусе, да и не входили в мои планы поездки.
Транспорт
Над станцией Aeropuerto T1-T2-T3 висит темная карта центра Мадрида с оригинальной подсветкой под фонари. Несмотря на правостороннее движение на земле и отсутствие видимого английского влияния, под землей движение левостороннее, к чему никак не можешь привыкнуть при спуске с правосторонней улицы.
Первый раз мне довелось увидеть пассажиров одной платформы метро, находясь на другой платформе метро (перегон Sol – Gran Vía). В Барселоне расстояние, преодолеваемое поездом на этом перегоне, иной раз приходится проходить пешком в переходе между станциями (Passeig de Gràcia).
Выражение “свет в конце туннеля” материализовалось в этом кадре.
По узким улицам центра ходят такие автобусы, которые уступают иным микроавтобусам в длине, но за счет высоты и прочей инфраструктуры (кабины водителя, дверей) всё являются автобусом, только маленьким (как Люксембург является маленьким государством, а Лихтенштейн, Андорра и Монако – карликовыми).
Итого
Приятной изюминки в городе за менее чем сутки пребывания в нем мне найти не удалось (La Latina – не в счёт), возвращаться особенного желания нет (тем более что есть куча интересных мест, где я не был), но скорее всего всё равно предстоит (коль скоро Мадрид – основные воздушные ворота Латинской Америки, а аэропорт Барселоны в этом плане недоразвит), так что занять себя в городе есть чем, и уж со скуки – не помрешь. Но может быть более интересным мне покажется смотаться в Сеговию или еще куда, чем проводить время в переполненном Мадриде.