Вместе с еще одним творением Луиса Домèнека-и-Монтанера (госпиталем Святого Креста и Святого Павла) дворец каталонской музыки отнесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО, но пользуется гораздо большей популярностью. И туда, и туда можно попасть только с экскурсией. и если в госпиталь я на первый сеанс попал без проблем (и поначалу был там единственным посетителем), то на экскурсию в дворец в 10 утра все билеты были распроданы, а ближайший доступный сеанс на английском языке был в 15 часов – то есть последний (сейчас анонсируют экскурсии на русском – тогда я их что-то не видел). И я подозреваю, что недореставрированность госпиталя – не главная тому причина.
Экскурсия начинается с просмотра фильма об истории создания дворца с отзывами музыкантов, которым там довелось выступать. Музыканты все как один хвалят прекрасную акустику, а также архитектуру сцены, которая сама по себе завораживает, даже без учета того, что там придется выступать.
Заказчики строительства, фонд Orfeó Català, выбрал в качестве архитектора Домèнека-и-Монтанера не потому, что он был более свободен, чем модный в начале XX века Гауди́, а потому, что дворец должен был стать отражением нарастающего каталонского национального самосознания, и политически активный архитектор был более подходящим, чем мирный католик Гауди́ (хотя фактор меньшей занятости тоже может быть сыграл роль).
Дворец привлекает внимание еще снаружи. Вычурные модерновые колонны с окошками касс внутри напоминают по стилю сказочные домики Гауди́.
Но всё же самая яркая деталь – это скульптурная группа Микеля Блая «Каталонская песня» на углу здания.
Фотографировать экстерьер дворца достаточно сложно, потому что он вписан в маленький квартал старого готического квартала города (в отличие от других зданий своей эпохи, расположенных в свободном районе Eixample), и детали верхних этажей гораздо лучше видно из соседних домов, откуда до них рукой подать, нежели снизу. Причем сейчас ситуация еще немного упростилась, потому что фонду Orfeó Català удалось договориться с соседствовавшей здесь церковью о переносе, и теперь перед дворцом образовалось хоть немного свободного места, а в дворец стало падать больше света.
Собственно, сложность с размещением и освещенностью дворца предопределило решение, выполненное архитектором в интерьере. Благодаря этой специфике и появился тот стеклянный потолок, который привлекает туристов со всего света и является символом дворца.
Это был общий вид снизу, а теперь – детали сбоку.
По мнению как минимум экскурсовода, Домèнек-и-Монтанер блестяще решил проблему освещенности, и зал кажется даже более освещен, чем следовало ожидать исходя из замкнутого пространства, в котором он находится.
Вторая по привлекательности и интересности часть дворца – сцена.
В стенах сцены – барельефы девушек, в национальных костюмах разных стран с разными инструментами.
Слева, если приглядеться к гербу на платье- девушка из Австрийской империи, правее ее – из Британской.
Над сценой видно окно, сделанное специально для того, чтобы один из основателей Orfeó Català мог видеть сцену из своей домашней комнаты, расположенной на верхнем этаже над потолком зрительного зала.
Благодаря одной из последних модернизаций, во дворце работает программное управление органом, и когда органист играет, все его манипуляции записываются в программу, благодаря чему можно слушать то же самое выступление без органиста – но это не запись выступления, а его точная копия, когда вместо человека на клавиши «нажимает» программа – это всё равно остается живым звучанием.
Следуя традициям модерна, архитектор старался всё сделать нестандартно, даже люстры: расположены под наклоном, и колонны внутри них – не по центру.
Также одним из удачных решений считается размещение зрительных мест: в небольшом пространстве, отведенном дворцу, разместилось их несколько тысяч.
Примечателен дизайн самих кресел.
И архитектурные детали позади.
На стене висит памятный знак – 10 апреля 1915 года.
Вот собственно и всё.
Особенным разнообразием дворец похвастаться не может, тем не менее, то, что есть, безусловно заслуживает внимания.