Популяризации архитектурного наследия стиля модерн (art nouveau) в Барселоне посвещена целая организация, которая разработала специальный маршрут по основным памятникам, называемый Ruta del Modernisme (маршрут модерна). Организация издает путеводитель со скидками на посещение основных музеев и достопримечательностей стиля модерн в Барселоне. При активном хождении книга стоимостью 12 евро окупает себя скидками, но в сухом остатке помимо впечатлений остается красивый путеводитель, который также представлен в интернете на сайте rutadelmodernisme.com.
116 основных объектов барселонского модерна пронумерованы и объединены в список, на который мы будем ссылаться по ходу записи; кроме того, разработаны маршруты прогулок от одного здания к другому, которые без книги доступны указателям в плитке/асфальте (которые я почему-то не зафиксировал).
В предыдущих записях мы уже коснулись того, что входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО: Барселоны Гауди́, а также Дворца каталонской музыки и Госпиталя Святого Креста и Святого Павла авторства Домèнека-и-Монтанера; в этой записи мы рассмотрим остальное наследие барселонского модерна, которое мне довелось лицезреть.
Josep Puig i Cadafalch
Архитектор, имя которого принято транслитерировать на русский как Жозеп или Жузеп Пуч-и-Кадафал(ь)к, создал самый красивый дом Барселоны, наряду с комплексом госпиталя Святого Креста и Святого Павла – так называемый дом шпилей или дом Террадес (Casa Terrades, Casa de les Punxes) - №78 в списке, по адресу Av. Diagonal, 416-420.
На фасаде, обращенном к проспекту Диагональ, размещены солнечные часы:
Тень была слабая – и показывали они 11 с небольшим.
Таким образом, это наиболее освещенный в большинство времени фасад, который просто нереально целиком заснять не под большим углом из-за деревьем на проспекте.
Западный фасад нужно снимать вечером, так что воспользуюсь чужой фотографией:
Детали самого колоритного из 6 шпилей здания, по которым он получил свое имя
С разных сторон дома, занимающего целый квартал, размещены панно с изображениями святых.
Следует сказать, что как и в случае с госпиталем, красота обеспечивается кучей излишеств, но в отличие от госпиталя, дом был достроен и находится в хорошем состоянии.
Практически напротив дома с шипами находится другое строение архитектора – дом Азии, или дворец Баро (Palau del Baró de Quadras) – №76, по адресу Av. Diagonal, 373.
И опять куча деталей.
Для съемки дома более-менее целиком надо изловчиться – и вроде у меня получилось.
Известный дом Амаййе (Casa Amatller), расположенный слева от дома Байё (Casa Batlló), моего внимания особо не привлек.
Lluís Domènech i Montaner
Самая первая работа архитектора, которую считают выполенной в стиле модерн (1885 год) – это Editorial Montaner i Simón (№46) на Сarrer Aragó, между Passeig de Gràcia и Rambla de Catalunya. Фотография специально заметнена, чтобы было заметно переплетение проводов.
Сейчас в здании размещается Fundació A. Tàpies, на вход в который по путеводителю Ruta del Modernisme полагается скидка.
3 годами позже (1888) был возведен замок трех драконов в парке Цитадели: Castell dels Tres Dragons, и символично, что в списке он имеет №3.
Чуть позже после создания архитектор переделал его под музей истории.
После перепрофилирования его зоологический музей по всему фасаду были размещены плитки с указанием того или иного экспоната музея.
Но всё же главная примечательность здания – это кристалльно голубая башенка, которая, правда, в солнечную погоду хорошо заметна только в противосвет.
Тем не менее, даже при падающем свете удается оценить цвет.
Опять же, буйство деталей-излишеств, как обычно у Домèнека-и-Монтанера.
В 1891-1896 годах архитектор занимался домом своего дяди Рамона Монтанера, Palau Ramon Montaner (№66) на Carrer Mallorca, 278. Это здание я также не смог нормально заснять целиком, так что для общего плана опять придется использовать чужую фотографию.
Гораздо проще было снимать красочные панно этого дома.
Casa Lleó Morera (№43), построенный в 1902 году в одном квартале с домами Амаййе и Байё, привлек меня разве что нависшим над улицей балконом совсем недалеко от уровня головы, но не более.
Аналогично – Casa Fuster, завершающий Passeig de Gràcia (№75) – глазу приятный, а вот объективу – нет.
Museu del Modernisme Català
В музей каталонского модернизма я не попал в 2012-2013 году, поэтому в следующий визит, в конце 2014-го года навострил туда лыжи. Коллекция музея небольшая, но зато вносит разнообразие в представление о том, как modernisme может быть проявлен. Корректнее будет назвать его музеем интерьеров del Modernisme Català, потому что ни одного экспоната, посвященного архитектуре в данном стиле (фотографии, плакаты и т.п.) в музее нет. Помимо широко растиражированной по городу мебели Гауди в музее можно видеть труды краснодеревщиков (где в этом стиле сделаны гарнитуры, шкафы и т.д.), витраж, скульптуры, живопись и другие произведения.
На весь музей у меня ушло около получаса. Впрочем, знал бы я, что меня ждет в следующем музее – отсюда бы вышел под меньшим впечатлением.
Museu Nacional d’Art de Catalunya (MNAC) – Национальный музей искусства Каталонии
Этот музей не стоял у меня в обязательной программе – но тем не менее, имея в свой второй приезд в декабре 2014 года время, я его посетил и оказался потрясен увиденным.
Национальный музей искусства Каталонии стал одним из лучших художественных музеев, которые я посетил, почти на уровне с Уффици, который пока занимает первое место.
Что же такого в этом музее, не самом известном во всём мире?
Во-первых – прекрасные раздаточные материалы. В них отдельно указаны шедевры музея, для каждого из которых есть превью и расположение на карте. Для перестраиваемых залов art noueau (которые в них названы коллекцией современного искусства – “modern art collection”) вложен отдельный листик.
Во-вторых – отсутствие визуального мусора (чем неприятны мне музеи Ватикана, Орсэ, Эрмитаж и другие музеи). Залы не перегружены экспонатами, к каждому из них – понятная и хорошо читаемая аннотация.
Я не собирался посещать залы готического и средневекового искусства (времени было в обрез, как мне казалось) – но благодаря схеме я увидел, на что можно рассчитывать в залах, а поскольку общий подход музея меня впечатлил – я решил сходить туда.
И в результате увидел что-то подобное тому, что несколько дней назад видел в Париже в Cité de l’Architecture et du Patrimoine – в музее собрана большая коллекция церковных росписей, для которых воссозданы оригинальные условия. Из пояснений я узнал, что коллекция была выкуплена в музей в XX веке, чтобы воспрепятствовать разрушению и переезду каталонской коллекции за рубеж.
Ну и сама коллекция музея хороша, как видно из приведенного выше фрагмента раздаточных материалов – большое место в ней занимают произведения модернистского времени, благодаря которому Барселона известна в мире, но есть и по картине Дали и Пикассо.
Всё, что кроме
Этим далеко не ограничивается список построек, которые меня заинтересовали или впечатлили, так что пойдем в порядке следования домов в списке, размежая из рядом расположенными.
Открывает его (№1) Casa Estapé, расположенная у триумфальной арки (Arc de Triomf). И снова из-за круглый год зеленых деревьев лучший ракурс для съемки – сбоку издалека.
Рядом, после триумфальной арки, на той же стороне от авеню – дворец правосудия (смотрим на шрифты). Архитектор – Enric Sagnier i Villavecchi.
Его же творение Casas Ponses (известное также как Casa Pascual i Pons, №25) моему фотоглазу почему-то не приглянулось.
Идем дальше. На Carrer Girona, 73 расположен Font Sarret (пекарня Sarret – №40). Вторая цифра №372 – это нумерация по Carrer del Consell de Cent, на пересечении с которой он расположен.
Самый известный пример аптеки Барселоны в стиле модерн – Farmàcia Bolós (№50), Rambla de Catalunya, 77.
Блестящий дом номер 246 расположен на Carrer Diputació.
Если идти от Диагонали по Carrer Roger de Llúria, постепенно покажется интересный домик.
Это – свежеотреставрированный Casa Josefa Villanueva (№57) на пересечении c Carrer de València, с повторением костно-драконовых мотивов, как у дома Байё.
Архитектор дома – Juli M. Fossas
На первом этаже этого дома расположена аптека, которая выглядит даже более интересной, чем раскрученная Farmàcia Bolós, но при этом в Ruta del Modernisme совершенно не упомянутая.
А чуть дальше по Carrer Roger de Llúria чистейший шрифт модерна используется уже для церкви.
На пересечении Carrer Bruc и Carrer de València расположена городская муниципальная консерватория (№60), похожая по стилю на дом шпилей. Архитектор – Antoni de Falguera.
Блестящие балконы дома 293 по Carrer de València.
Интересный дом расположен на углу Carrer Bailèn и Carrer Mallorca.
Немного неорганично выглядит остекление (но зато оно единообразное), и тем не менее в целом дом выглядит очень приятно
К числу 116 памятников под номером 74 относится также Casa Bonaventura Ferrer (Passeig de Gràcia, 113), но мне гораздо примечательнее показался его сосед – дом 115.
Чуть дальше, на Диагонали, напротив рассмотренных первыми дома со шпилями и дома Азии находится Casa Comalat (№77). Его, как и все другие дома на Диагонали, тяжело снимать целиком – можно полюбоваться гигантской дверью.
Она выполнена во вполне обычных пропорциях, и если не обратить внимание, где находится дверная ручка – ничего не заподозришь.
В стороне от пройденных троп реконструируют рынок Sant Antoni, у одноименной станции метро.
Лучшим инструментом для поиска ненайденных домов оказались не Google Street View или Wikimapia (где я пытался сделать это первоначально), а Bing Maps с их функцией Bird’s eye view – так можно даже издалека увидеть интересные фасады.
Интересный дом – на окраине Eixample, на углу Carrer de Casp и Carrer del Bruc.
Тем не менее, найти этот дом мне так и не удалось, несмотря на понятные юго-восточное направление съемки и координаты и время предыдущего и следующего снимка.
Несмотря не темную сетку, всё видно и понятно.