Флоренция (Firenze)

Во Флоренции я провел только 1 день и 2 ночи, так что все впечатления я решил объединить в одну запись.

Первые впечатления

Флоренция – одна из жемчужин моей поездки (и единственная жемчужина из Италии), город понравился сразу же, при выходе с вокзала.
В тот день еще в Риме я отравился, весь день бегал по туалетам и лекарствам, практически ничего не ел – и во Флоренции мне сразу стало лучше.
Город по сравнению с Римом – достаточно маленький, центр города – так вообще совсем небольшой, поэтому чувствуется гораздо больше уюта и меньше суеты мегаполиса (особенно если сойти с туристических троп).
За пределы исторического центра я не выбирался, так что дальше пойдет речь именно о нем.
Одна из причин, почему город нравится – это целостность его ансамбля.
Если в Риме всего понамешано, то Флоренция – это город Возрождения.


Если и встречается что-то не из данного стиля – это нужно фотографировать как редкость (на снимке – дом в стиле барокко).

Музей Уффици (Uffizi)

Музеев (в том числе галерей) я посетил только один (зато какой), так что сразу упомяну о нем.
Музей – очень достойный, и не только по уровню коллекции – но и потому, что очень мало визуального мусора ее окружает.
Да, в коридоре много малозначительных портретов – но зато они все в едином стиле, что создает антураж.
А у основных художников – свои собственные залы.
Правда, не все посетители выдерживают – спускаясь с 3-го этажа на 2-ой, народ начинает быстрее двигаться к выходу, пропуская, например, зал Тициана.
А лично меня больше всего, как ни странно, впечатлила скромная “Медуза” Караваджо (которая тоже находится на 2-ом этаже, ближе к выходу).
Фотографировать в галерее нельзя, нарушать это правило я не пытался.

Принимать решение, идти ли в галерею Питти я думал после посещения Уффици.
Несмотря на то, что мне понравилось, я решил, что с меня галерей хватит (всё-таки в общем и целом я не большой фанат живописи), так что в воскресный день, когда я мог бы сходить в Питти, я решил больше времени уделить Пизе и Сиене, входившим в мой план.

Площади и мосты Флоренции

Уффици одной стороной смотрит на реку Арно, другой – на piazza della Signoria.
И если прекрасный старый дворец (palazzo Vecchio) фотографировать было не к месту ни с площади, ни с террасы на 3-м этаже галереи – то со статуями и фонтанами такой проблемы не было.
По сути, музей продолжается в свободном доступе под открытым небом, изучай – не хочу.
Самый, конечно, видный экспонат – это копия статуи Давида работы Микельанджело, общественного доступа к оригиналу которой нет.
Все вы ее неоднократно в своей жизни видели, так что обращу внимание на то, что обычно в широком ракурсе незаметно.
На проработку деталей.

Еще одна копия (но в гораздо более выгодном положении) расположена на Piazzale Michelangelo на другом берегу реки (вот уж не знаю, почему ее статус не дотянул до нормальной площади, и называется она piazzale, а не piazza).

Эклектичная Piazza della Republica с аркой постройки конца XIX века несколько выбивается из общегородского ансамбля.
Жил я на расположенной под углом piazza dei Pitti, названной по имени расположенного на ней дворца (у дворца земля выше, чем у противоположного края). Расположенная на другой стороне реки от основной части старого города, площадь не пользуется популярностью ни у местных, ни у туристов.

Что касается мостов, то частота их расположения в старом городе (5 на протяжении 1,5 км), конечно, придает особый шарм городу, как днем, так и ночью. Под мостами то и дело шустрят гребцы: если иные города оставляют впечатление спортивных силами велосипедистов, то Флоренция – силами немногочисленных гребцов.
Самый известный и живописный мост – это конечно старый мост (ponte Vecchio), вот банальный вид на него (глазастые увидят в кадре еще 4 моста, что достаточно редко наблюдать без сумасшедших приближений картинки)
Вот все 5 мостов города (такое количество редко где можно наблюдать без сумасшедших приближений картинки), которые я посетил, на одном кадре из Uffizi, который фотографирует практически каждый. На переднем плане – cамый известный и живописный, Старый мост (Ponte Vecchio).

Где-то я читал, что Ponte Vecchio – единственный сохранившийся застроенный мост в Италии (а может быть даже и в Европе).

Декларируемую охрану моста все, естественно, нарушают.
После этого кадра информация из Википедии “туристка из Турции писала на камнях моста лаком для ногтей[5], а затем двое украинских туристов испортили вид сооружения, оставив надписи маркером” выглядит смешно.
Стены моста исписаны практически полностью.

Все остальные площади центра города заняты церквями, к рассмотрению которых мы и переходим.

Santa Croce

В отличие от римских церквей (где практикуется модель freemium), во Флоренции более распространена модель “всё включено”. В 3 следующие церкви, про которые пойдет речь, вход только платный – зато видно сразу всё великолепие.

Помимо многочисленных гробниц видных людей (Галилея, Макиавелли, Микеланжело и других) и кенотафа Данте, расположенных у стен, примечательны захоронения менее значимых граждан, зачастую расположенные на полу. При этом, видимо, здесь тоже есть своя иерархия, потому что какие-то захоронения – огорожены, на какие-то можно свободно наступать.

В алтаре – свод необычной формы.

Потолки – деревянные.

А в одном из приделов – “Распятие” авторства Чимабуэ, поврежденное с годами.

В музее базилики размещено изображение, которое сначала кажется репродукцией первоначального – но при более внимательном рассмотрении становится понятно, что изображение всё-таки совсем другое.

В клуатре проходит выставка современного художника. Эпоху автора можно угадать по более ярко выраженному эротизму работ.

Издалека внимание также привлекает колокольня, расположенная в удачном месте для съемки и обзора окрестностей с нее – но доступ в нее найден не был (скорее всего, его и нет). А саму колокольню в нормальном ракурсе мы увидим чуть позже.

Santa Maria del Fiore и виды с колокольни

Собор Флоренции, фигурирующий в названии которого цветок (а именно фиалка) является символом города.

Внутри, конечно, всё внимание привлечено куполу, его тоже фотографирует практически каждый.
Роспись, конечно, богатая, только вот что видно с расстояния 60-90 метров.

Ну а дальше имеющие возможность (и я в их числе) лезут наверх. Система “всё включено” работает и здесь, один билет включает возможность подняться и на колокольню (кампаниллу Джотто), и на купол. Памятуя об особенностях подъема на купол, с которыми я столкнулся 2 дня до того в соборе святого Петра в Риме, а также о том, что колокольня загораживает более интересный вид с купола, нежели купол – с колокольни, я выбрал колокольню.
В высоте я нисколько не потерял – посетители находятся примерно на одном уровне.

И в результате это одна из основных забав – фотографировать стоящих на противоположной площадке.

Хотя, конечно, и сам город стоит того, чтобы подниматься и смотреть на него сверху. Вид на юго-восток, слева направо –
колокольня и базилика святого Креста (Santa Croce), вдали на другом берегу реки – ворота святого Николая (Porta San Niccolò), снова на ближнем плане – palazzo Bargello, церковь Badia Fiorentina, и наконец – palazzo Vecchio и лоджия Ланци (loggia dei Lanzi) со скульптурами на piazza della Signioria. Над лоджией можно увидеть террасу с посетителями музея Uffizi.

Красные крыши города почему-то бросаются в глаза только когда смотришь сверху. Via Camillo Benso Cavour

Из всего остального, что можно разглядеть с колокольни, привлекает здание синагоги, хоть и в нетипичном для города стиле.

Путь на колокольню проходит в несколько этапов, и с одной платформы видно людей на другой.
Вид сверху.

Вид снизу (сразу на 2 уровня)

Билет, дающий право посещение купола и колокольни, также дает право посещения и баптистерия (на снимке – на переднем плане) – но конкретно в эту субботу после обеда он был закрыт.

Santa Maria Novella

Название этой церкви знакомо каждому, кто приезжает во Флоренцию по железной дороге, потому что в честь нее назван железнодорожный вокзал, расположенный через дорогу.

По тому факту, что фотографий росписей этой церкви у меня оказалось в фотоаппарате больше, чем фотографий других, я делаю вывод, что меня они больше других впечатлили.

Роспись алтаря.

Роспись правого от него придела.

Место нашлось даже для доски на армянском (моих познаний в латыни не хватило, чтобы понять, о чем она)

Среди прочего все выделяют фреску “Святая Троица” авторства Мазаччо как первую в своем роде, где архитектура нарисованная была совмещена с архитектурой физической.

Ну а главный сюрприз церкви поджидал меня в Испанской капелле.
Это – ее роспись авторства Андрея ди Бонаюто (Bonaiuto).

Эта капелла меня впечатлила больше, чем Сикстинская в Риме (как из-за малочисленности посетителей, так и из-за гораздо более близкого расстояния, с которого можно рассмотреть роспись, как на стенах, так и на потолках).

В этой сцене на фоне собора Santa Maria del Fiore (в том виде, в котором он тогда планировался) изображены не только император Священной Римской Империи, король Франции, папа Римский, кардинал и священник Доминиканского ордена (см. изображение вверху) но и, как предполагают, известные люди того времени (см. более детальный кадр ниже): живописец Чимабуэ (см. Santa Croce), поэты Данте, Петрарка и Бокаччо, а также (в правом нижнем углу) их возлюбленные Беатриче, Лаура и Фьямметта в компании блаженной Вилланы делле Ботти, похороненной в этой церкви

В сцене “Священные науки и свободное искусство” изображены разные персонажи древности (Птолемей, Юстиниан, Цицерон, Аристотель и т.д.)

Santa Maria del Carmine

Путь к этой скромной церкви на противоположном берегу Арно пролегает в стороне от туристических маршрутов – тем не менее, это всё еще исторический центр, что придает пути особенный шарм.

Причина, по которой я уделил внимание этой церкви – это Cappella Brancacci с широко известными в узких кругах фресками авторства Мазаччо.
Если в саму церковь пускают бесплатно, то в капеллу – за деньги.
Проблема была в том, что к моменту моего прихода капелла уже закрылась, поэтому наблюдать ее можно было только из основного объема (сама капелла отделена от основного объема только ограждением).
Но когда я попытался обратить взор в ту сторону – выросла женщина, которая запрещала смотреть и снимать фрески. И ее не волновало, что я не просто халавщик, а готов заплатить – касса закрыта, поэтому просмотр фресок запрещен, и всё тут.

Впрочем, и росписи самой церкви стоят внимание.
В первую очередь – это потолки (автор – Доменико Стаджи).

И купол расписан очень талантливо.

Стоит отметить то, что роспись хорошо подсвечена, и в сумерках удались хорошие фотографии (в отличие от того, что наблюдается в римских церквях).
Я необычно долго пытался разобрать, всё-таки нарисованные ли выемки – или настоящие.

Тени от воображаемого света расставлены безупречно – и только сопоставление их с реальным светом дало понять, что они всё-таки нарисованные.

Архитектурные особенности и детали

Общая деталь в гражданской архитектуре центра Флоренции – это расширяющиеся под углом 45 градусов дома, с выступающими за габариты первого этажа балконами. Это встречается буквально везде.

Ну а дальше – отдельные детали.
Например, довелось увидеть такую форму указания часов работы магазина: с 10 до 13 и с 15:30 до 19:30, выходной – утро воскресенья (неправда, в субботу вечером до часа закрытия он уже не работал)

Почему-то именно во Флоренции встретилось такое богатство разукрашенных дорожных знаков (в Брюсселе такое тоже довелось наблюдать – но в меньшем количестве).

Довелось также наблюдать рождение картины

Инсталляция

И к традиционному – вывеска телефона

Это противоречие или тавтология?

Итого

Город прекрасен, если бы я еще чувствовал себя хорошо и мог позволить большее, чем хлеб и вода – было бы совсем хорошо. На него вполне можно уделять больше, чем 1 день (найдется, что посмотреть: тот же баптистерий, площадь Микельанджело со смотровой площадкой на другой стороне реки и видом на центр города с юга, обнаруженный уже после приезда брод Pescaia di San Niccolò). Зная ситуацию с Римом и шопингом наперед, я бы запланировал больше времени на Флоренцию за счет Рима) – но меня ждали следующие дела.

Оставить комментарий

Войти с помощью: