Huaca Pucllana – это комплекс построек (пирамиды) из самана и глины индейской культуры Лима (в честь которой, вероятно, назвали город), обитавшей в этих краях в первом тысячелетии нашей эры (в той же Википедии на английской странице комплекса говорится о 200-700 годах, на испанской – 400-700).
Huaca (также встречается испанизированное waca от кечуанского wak’a) – это общее название священных мест в Южной Америке, Pucllana – название непосредственно данного места, которое может быть переведено как “игровое”.
Главная причина, по которой такие хрупкие в перспективе тысячелетий постройки дошли до наших дней – климат Лимы, где каждый дождь – это небывалое событие. Без дождей комплекс занесло, и нераскопанные структуры сейчас выглядят вот так:
Площадкой начали заниматься в 1981 году, а до этого город (и его наиболее благополучный район – муниципалитет Мирафлорес) развивались сами по себе, в результате чего получилось, что комплекс оказался разделен на 2 половины проложенной через нее улицей.
Фотография выглядит как игрушечная, там где деревья и ворота – как раз улица и проходит, а с небольшой высоты видно только верхушки пирамид, и не понятно, что комплекс разделен.
Относительно небольшой высоты комплекса в свое время хватало, чтобы можно было с верхушки увидеть океан – теперь видно только верхушки окрестных домов.
Пирамиды, как видно из первой фотографии, построены из блоков, которые во времена культуры Лима изготавливались руками. Сейчас в рамках восстановления исходного вида комплекса их изготавливают из тех же материалов, но на заводе, поэтому их можно отличить по более ровной фактуре и геометрии.
Повторение пройденного: какие блоки изображены на фотографии – культуры Лима или свежесделанные?
Исходный цвет комплекса – желтый, но сейчас (экскурсовод не смог объяснить, почему), проводится политика замазывания, в результате чего комплекс всё меньше похож то, каким он был изначально.
Комплекс использовался в разных целях и был разделен на несколько зон. В церемониальной зоне, в частности, изображена сцена ритуального разбивания вазы. Казалось бы, вазу жалко – но местные жители именно так поступали с каждой красивой вазой, лепившейся специально к празднику, и в глубинах постоянно находят их осколки.
При воссоздании сцены старались предусмотреть не только костюмы, но и фигуры людей, руководствуясь найденными скелетами.
Другая часть комплекса была предназначена для проведения массовых собраний – здесь мы видим большую площадь (дело происходит не на поверхности, а на уровне нескольких метров от земли – впрочем, после майянского Ушмаля в Мексике рукотворными площадями уже не удивить).
Еще одна часть комплекса – погребальная. Более интересно показать не просто могилы (в которых, как водится во многих древних культурах, умерших кладут вместе с их вещами), а сцену ритуальной могилы врага.
В IX веке нашей эры культура Лима была побеждена культурой Вари, которые разграбили и привели комплекс в запустение.
Через 2 века Лима отвоевали земли у Вари, а побежденные были можно сказать замурованы.
Также в комплексе есть и часть, посвященная флоре и фауне. Поскольку для многих с Лимы начинается знакомство с Перу (а не заканчивается им, как у меня), для них в диковинку ламы, морские свинки и разного рода растения.
Ламы ко всему привыкшие, так что не стесняются людей.
В билет на посещение входит бесплатная необязательная экскурсия, которая проводится по расписанию – но мне тем не менее не пришлось долго ждать, потому что с присоединением к трем англоязычным семьи из 5 человек группа внепланово собралась досрочно.
Экскурсия начинается с небольшого выставочного зала с текстом только на испанском.
Он больше посвящен художественным аспектам культуры Лима, как они изображали те или иные окружавшие их предметы, что мне было менее интересно, чем сам комплекс.
Тем не менее, популярный в культуре Лима волнистый мотив оформления, связанный с недалеко находящимся океаном, сейчас нередко применяется соседними современными зданиями.