Почему мне понравилась Лима.
Лима – один из тех городов (в этой поездке – наряду с Флоренцией), которые мне понравились сразу или почти сразу после прибытия в них.
Если попытаться выразить причину одним предложением – то это будет то, что слоган города (“Lima – Ciudad para todos” – “Лима – город для всех”) соответствует действительности (во всяком случае, больше, чем в других городах).
В общественных местах (или даже во всем центре города?) проведен бесплатный wi-fi.
Да и в целом переулок достаточно неплохо благоустроен.
Там же – схема с туристическими маршрутами (надо сказать – нетривиальными).
Сердцу туриста всегда приятно увидеть указатели на туалеты, особенно когда они такие большие и заметные.
На променаде недалеко от Plaza Mayor подробна рассказана история его создания и что зачем и почему было сделано.
Когда я делал фотографию через другую сторону дороги – таксист притормозил пустую машину, чтобы я сделал свой кадр. После такого невиданного дела я решил сфотографировать героя дня, или хотя бы его машину.
Не могу сказать, что довелось встретить много уличных артистов – но благодаря большим и сочным граффити в городе поддерживается приятная атмосфера.
Композиция “раньше мне снилось”
Приятны и художества поменьше.
“Другой мир – возможен”. Можно также обратить внимание на фонари.
Достопримечательности
Ну и если сказать еще немножко про цвета – наличие приятных глазу не только по архитектуре, но и по цветам домиков тоже вносит свой вклад. На заднем плане – флаг Венесуэлы.
Причем что показалось особенно примечательным – это наличие приятных глазу домов вне исторического центра города. Идешь, например, в 3 км от Plaza Mayor – а тут вот такой дом.
Большим открытием для меня оказалась Avenida 9 de Diciembre.
На ней, в стороне от основных туристических маршрутов, сосредоточены интересные дома в разных стилях.
Венецианском.
Даже не знаю каком (эклектика?)
Со вполне откровенной нависающей кариотидой (атлант женского пола).
Завершается перспектива авеню (по центру которой можно гулять между потоками машин и любоваться зданиями на обеих сторонах) необычной Basílica María Auxiliadora.
Если в европейских городах мне доставляет удовольствие ходить по окраинам центра (застроенным зданиями конца XIX-начала XX века), то и в Лиме это правило тоже соблюдается – здания послеколониальной постройки даже более интересные, чем колониальные, и первых больше, чем вторых.
Вот, например, здание 1924 года постройки. Приятно бывать в местах, где Первая Мировая Война не оказала особенного влияния, что ставит под сомнение ее название.
Вот, например, несколько испорченное (бывает и хуже) современным остеклением здание в стиле ар-деко.
К числу самых интересных зданий Лимы стоит отнести вот это
Очень хорошо выглядит ансамбль площади Второго мая (Plaza Dos de Mayo), фотографии которой меня совсем не впечатлили, а потом она оказалась вне моих троп.
А еще на меня нереальное впечатление вживую произвело вот это парадное, перегруженное излишествами здание страховой компании Rímac, построенное (как я узнал из Викимапии) в 1919-1924 году по проекту польского архитектора Ricardo Jaxa Małachowski (уроженца Одессы польского происхождения) которое сейчас используется под офисы.
Ну и лично в моем вкусе, конечно, блестящие здания в стиле art nouveau (ар-нуво)
А знаменитые балконы, которыми славится центр Лимы, производят впечатление разве что когда они угловые. В обычном своем состоянии они такие же, как и в других городах (см. Куско)
Кто-то увидит маскарон, большинство – сначала женскую фигуру.
Рассказ об еще одной, выделяющейся из общего ряда достопримечательности Huaca Pucllana выделен в отдельную запись.
Особенности
В Лиме есть институт легальных менял, которые одеты в специальную униформу.
В окрестностях Plaza Mayor находятся ограждения.
Которые перекрывают дорогу не только автомобилям, но и пешеходам.
Размер гиганского люка можно оценить по гранитным плитам, его окружающим. Такой люк, надо сказать, нетипичен для города (обычно – всё-таки меньше).
Улицы в центре города зачастую сделаны пешеходными, и есть даже перекресток таких улиц – на котором продолжает работать светофор (хотя люди и так прекрасно без него расходятся).
В отличие от Сантьяго, велосипедными дорожками в Лиме никто не пользуется.
Помимо указания квартала от центра, на которой вывешена табличка с указанием улицы, есть еще краткая аннотация.
Двойная “L” объединена в одну букву, как и предлог “de”.
А вот – именная табличка здания (в данном случае, Edificio Italia)
В Лиме запрещено курить в общественных местах, и это прекрасно. Не знаю, где уж тут причина и следствие – но на улицах города курящих очень мало, что также добавляет вистов городу.
Увидел я такую табличку в ресторане, который по-европейские не позволяет у себя курить.
В Лиме проверенные и рекомендованные заведения имеют табличку “Restaurante Saludable”, которой удостоены менее 1% всех заведений города.
Мне удалось найти только один такой – на одной из сторон Plaza Mayor, в котором я в результате и обедал по бизнес-спецпредложению днем, и ужинал, когда понял, что фрукты мой организм брать не хочет.
Еще одна приятная особенность города – это климат. Если не иметь страсти к теплому морю (которое из-за антарктического течения здесь холодное), Лима – это город с пожалуй идеальным климатом. Здесь всегда тепло – не жарко (несмотря на близость экватора – спасибо холодномутечению) и не холодно, и практически никогда не идет дождь, несмотря на зачастую пасмурную погоду.
Теплая ночь была приятным дополнением к теплому дню и контрастом к другим перуанским городам, когда с наступлением темноты нужно резко утепляться (справедливости ради, я был исключительно в более или менее горной местности, а Лима – расположена на берегу океана).
Парки
Avenida Arequipa, 7 км от Plaza Mayor. Это уже муниципалитет Miraflores – но авеню, судя по снимкам, такая все 5 км своей протяженности.
В университетском парке (Parque Universitario) сооружена рождественская елка – но не из стандартных для Перу зеленых бутылок, а из компакт-дисков.
Парки изначально не входили в мою программу посещения города – но увидев интересное, я прошел сразу по веренице.
Первым был Parque de la Exposición – как несложно догадаться из названия, построен он был к выставке, в данном случае – к международной выставке 1872 года (еще раз замечу – Перу в это время уже давно был независимым государством).
В парке и его окрестностях достаточно много зданий в стилях и посвященным разным государствам (Германия, Китай, Италия), которые не очень хорошо легли в объектив. Центральное здание дворца теперь занимает Museo de Arte de Lima (сокращенно MALI), в которое вечером 6 января была нереальная толпа народу.
А самое удивительное (не только для меня) – детские голоса, доносившиеся откуда-то из подземелья.
Далее мой путь лежал в Campo de Marte.
Самое примечательное в нем – это памятники.
Если идти с севера – от центра и от Parque de la Exposición, сначала натыкаешься на мост, построенный японским иммигрантским сообществом Перу.
В его глубине выгравированы имена жертвователей.
Которые потом выбираются наружу.
Ну и самый большой монумент – a Los defensores de la frontera (пограничникам), посвященная перуанско-эквадорской войне.
У кого-то в 1941 году война только начиналась, а на другом конце земли – она благополучно закончилась. Крылатая богиня Ника (Победа) в одной из боковых композиций вместе с пограничниками (другие 2 композиции посвящены Славе и Отечеству).
Венчают композицию голая троица, посвященная 3 пограничным провинциям Tumbes, Jaén и Maynas.
В парке также не забыли про wi-fi.
А вообще основное назначение парка – спортивное, в нем расположено множество площадок для различных видов спорта.
Если мы будем хорошо себя вести, прямоугольное баскетбольные отверстие сделают кольцом…
Фотографии сделаны в сумерках, потому что я следующим пунктом программы я планировал самое интересное – красивейший (в ночной подсветке) фонтанный комплекс «El Circuito Mágico del Agua» («Волшебный круг воды») в Parque de la Reserva, которые местные источники называют самым большим в мире.
Я и предположить не мог, что это открыто не каждый день, и оказавшись в городе в понедельник, застать это действо не смог.
Что ж, знал бы прикуп – посетил бы Лиму по прилету в Перу (а это была среда 1 января, когда парк работает), тем более что теперь уже понятно, что на город смело можно выделять 2 дня.
Автор – Gaudenzio Ghilardi
Церкви
Если церкви в старом городе не являются основными достопримечательностями – это ему комплимент.
Кафедральный собор особенного впечатления (после других соборов) на меня не произвел, для изучения и посещения я выбрал храм с монастырем Божией Матери Милосердия (Basílica Menor y Convento de Nuestra Señora de la Merced) с весьма примечательным фасадом.
Внутри меня ждали иконографические образы в плитке – весьма необычное зрелище.
А также оформление плиткой стен и привычная российскому глазу порча интерьеров противопожарными наклейками.
В еще одну отмеченную basilica de San Francisco с катакомбами с костями я не пошел (после посещения монастыря капуцинов в Риме решил предпочесть прогулку по приятному городу).
Зато сюрприиз поджидал меня в виде неотразимой церкви святого Марселя (Iglesia San Marcelo). Надо сказать, что текущая красная раскраска идет ей гораздо больше, чем стандартная и непримечательная желтая, которую можно видеть на ранних ее фотографиях.
Транспорт
Когда я уже начал грустить по поводу того, что на юг мне, видимо, придется ехать на такси (а тратить лишние деньги после блокировки карты не хотелось), тут я вспомнил про систему скоростных автобусов Metropolitano, остановки которых по счастливой случайности находятся рядом с теми местами, куда мне было надо.
Помимо автобусной системы, которую исходя из названия принимают за автобусное метро, в Лиме есть метрополитен в обычном смысле этого слова – но он центр города не затрагивает и остался вне моего внимания.
Автобусная система достаточно удобная. Автобусы едут по выделенным полосам, есть обычные и экспресс-маршруты, у которых есть возможность обогнать своих более медленных собратьев на дополнительной полосе у остановок. Необходимости обгонять на перегоне между остановками нет – оба типа автобусов едут достаточно быстро.
Места для пассажиров с детьми, беременных, инвалидов и пожилых (которых здесь называют лицами “третьего возраста”) – красного цвета, хотя если не прочесть надпись на стенде – особенно из общей массы их другой цвет не выделяется.
Неудобство, связанное с системой – это малое число автоматов по продаже билетов и невозможность выдачи сдачи (то есть надо подгадывать с деньгами, иначе придется переплачивать за более дорогой билет).
Расстояния до остановок иногда указаны с маниакальной точностью до метра
Что касается автомобильного движение, то запомнилось следующее.
В центре существенную долю транспорта занимают такси, и на тех узких улицах, которые еще не отданы пешеходам, им всё равно отдается приоритет в пересечении дороги, поэтому движение происходит достаточно медленно.
Дорога имеет одну, чаще 2 полосы в одну сторону, и часто одной из этих полос останавливаются таксисты.
Им чаще всего наплевать на всех остальных, кроме себя, поэтому остальные одаривают их клаксонами, потому что перестроиться в другой ряд из-за плотного движения (и культуры вождения) чаще всего нереально, а потому всем приходится ждать, пока таксист сделает свое дело.
Также довелось встретить экспортную “шаху”.
Экспресс-поиск в интернете подтвердил, что в Америку действительно поставлялись двухлитровые двигатели от Fiat 124 (она же – “копейка”).
Итого
Город произвел прекрасное впечатление, выделенных почти суток на его изучение совсем не хватило. Похожее впечатление в свое время у меня было от Куала-Лумпура. Наверное, попади я сюда вместо Малайзии 4 года до того, я был бы так же очарован, как тогда, но сейчас уже эмоции спокойнее, потому что понятно, что со многими негативными моментами (например, преступностью), мне слава Богу столкнуться не пришлось – а отрицать их наличие я не склонен. Поэтому когда меня спрашивали по итогам поездки, что мне понравилось больше всего – Лима не была безусловным ответом на этот вопрос, а в памяти всплывали Вальпараисо и Флоренция. То, что сразу после посещения Лимы я ставил город выше Вальпараисо – я к тому моменту благополучно забывал.