У этой записи – своеобразная предыстория. После приезда из Праги я планировал сделать не только те относительно небольшие записи, которые в итоге появились на свет (What to do in Prague – какие активности стоит посетить в Праге, Почему Прага мне понравилась меньше других чешских городов, Малоизвестные шедевры Праги), но такие: Пражский замок, Церкви Праги, Прага со смотровых площадок, Еврейская Прага, куда-нибудь еще были бы добавлены детали.
Однако за месяц после возвращения из поездки эти записи не появились, времени для себя они требуют немалого (как и прочие ненаписанные), и имея желания тратить меньше времени на записи (не прекращая их писать совсем), я решил попробовать другой формат, с минимумом фотографий и слов – так записи должны потребовать на свое создание меньше места.
1. Среди церквей Праги меня удивила церковь Лоретанского монастыря своей росписью. Это одна из лучших храмовых росписей, что я видел, похожая по тонам и не только на роспись костёла Божьего тела в Несвиже.
2. Еще один шедевр, расположенный неподалеку – это библиотека Страговского монастыря.
Требующая отдельного билета на вход, она настолько шикарна, что просто представляет собой иной мир по сравнению с тем, что ее окружает.
Мне случайно повезло попасть в нее вторым посетителем после обеденного перерыва, в результате не пришлось застать толкотню у единственной двери, через которую возможен обзор библиотеки (проход через дверь невозможен).
3. Говоря про достопримечательности Градчан, нельзя не сказал про пражский Замок (Град), который дал имя близлежащему району. Когда я изначально планировал свой день на левом берегу Влтавы, первым пунктом в нем стоял поход по Малой Стране и посещение костёла святого Николая (Микулаша) с колокольней. Выйдя из метро, я увидел нереальные толпы туристов, разбившиеся по экскурсионным группам и собирающиеся подниматься в замок (дело было без нескольких 9). Решение пришло быстро – в замок нужно попасть обязательно до них, а малостранскую часть программы оставить на вечер, когда солнце будет светить на правую сторону Влтавы (старый и новый города).
Это решение позволило мне застать Золотую улочку совершенно пустой и насладиться ее экспонатами в тишине.
4. Одним из лучших мест в Праге на мой вкус был музей Альфонса Мухи, которого смело можно назвать моим любимым художником. В музее фотографировать нельзя, поэтому в качестве иллюстрации приведу витраж в соборе святых Вацлава, Войтеха и Вита (второй известный пример – комната в Муниципальном доме, которую художник расписывал бесплатно, чувствуя большую честь в приглашении участвовать в росписи).
5. Сам собор можно рекомендовать к посещению, но, как я уже писал в записи с впечатлениями, тем, кто видел по-настоящему шикарные соборы, он таковым не покажется. Западный фасад, возведенный только в XIX веке, со всех сторон окружен зданиями, и только издалека его можно нормально лицезреть. А самое интересное и действительно достойное внимания – это южные врата с мозаиками, куда плату за вход не берут.
6. Если вернуться к костёлу святого Николая, то его роспись хороша, но на мой вкус всё-таки не дотягивает до Лоретанской (еще одна роспись, которую стоит отметить, расположена в костёле святого Якуба в старом городе рядом с Муниципальным домом). А вот колокольня – одна из лучших смотровых площадок города, где хорошо видны не только черепичные крыши Малой Страны, но и достопримечательности старого и нового города. В кадре хорошо видны Карлов мост и одна из башен на нем – на нее тоже можно подняться для осмотра, но высота явно ниже, чем у николаевской колокольни.
7. В качестве места для передышки отлично подойдут Вальдштейновы сады на полпути от метро Malostranská к одноименной площади с костёлом и колокольней. В саду водятся павлины и другие интересные птицы.
8. Все предыдущие фотографии были сделаны в один день, третий по счету, и в этот факт можно присовокупить к причинам, почему мне Прага понравилась меньше других городов. Если вернуться в старый город, то за внешний вид и удачное время для фотографии стоит отметить Пороховую башню и Муниципальный дом. Так получилось, что за день до этого я видел их примерно с того же ракурса (они расположены у станции метро Náměstí Republiky, расположенной по прямой от моего места проживания) в пасмурную погоду, и если Муниципальный дом хорош в любое время, то вот Пороховая башня меня совершенно не впечатлила, а в ясную погоду – совсем другой разговор.
9. Отдельным открытием была для меня еврейская Прага, а точнее – неизвестные факты про жизнь евреев Европы, про которые в России не вдруг-то где найдешь информацию. Например, что после войны, когда чехи высылали всех немцев из страны, евреи были признаны людьми немецкого происхождения, несмотря на то, что немецкие нацисты не считали их за людей и жгли в концлагерях. Одним из подходящих мест для высылки евреев было свежеобразованное государство Израиль, и чешские коммунисты, пришедшие к власти, поддерживали было такой путь, до тех пор, пока Сталин не изменил к нему отношения, в результате чего чешским евреям стало некуда деваться – эмигрировать в Израиль они не могли, а нормально жить в Чехии им не давали. Письмо властям соответствующего содержания (“что вы от хотите от меня и моей жизни?!”) экспонируется в Иерусалимской синагоге в галереях на втором этаже, первый также отдан под экспозицию (фотографическую). За вход в Иерусалимскую синагогу берется отдельная плата дополнительно к единому входному билету по Пражским синагогам. Другая интересная с исторической точки зрения экспозиция представлена в Испанской синагоге.
10. Танцующий дом меня не впечатлил, из классики Старого города показать больше нечего, так что будет ночной снимок со смотровой площадки Старогородской ратуши. На переднем плане – храм Божьей Матери перед Тыном, на среднем плане – Пороховая башня и Муниципальный дом, на дальнем – Национальный монумент с памятником Яну Жижке.
Ночные виды Праги интересные, но не особенно.
В Тынском храме – худшая атмосфера из всех пражских храмов (а их я посетил более десятка); толпы туристов идут по обозначенному маршруту (отклониться от которого можно только чуть-чуть, всё остальное загорождено) и то и дело норовят нарушить запрет на съемку, о чем громко кричит смотритель. Там есть что посмотреть из скульптуры (росписи не восстановлены), но обстановка убивает всё впечатление.