Город оставил своеобразное противоречивое впечатление: в сухом остатке ощущение, что он скорее не оправдал моих ожиданий – хотя при разборе фотографий я нашел немало интересного.
Обо всём по порядку.
Культовые сооружения
Первопричина посещения города – это конечно же величественный Кёльнский собор, второй по высоте в мире (после Ульмского).
Про интерьеры – потом, а сначала – про подъем на башню, тем более что посещал город я в воскресенье, и с утра в этот день проходят службы. Для входа на башню нужно пройти через такой проем.
Виды на город, честно говоря, не впечатляют.
Кёльн был сильно разрушен в 1945 году и отстроен в не самом привлекательном для глаза стиле.
Что больше привлекает внимание – так это те детали собора, которые не заметны снизу.
Например – белизна и проработанность ангелов и других статуй.
Или – элементы башни в средокрестии (которые заставляют вспомнить об эпохе ар-деко).
Интересной еще показалась водосточная труба.
Свой вид собор приобрел только в XIX веке, а несколько веков он стоял в таком вот недостроенном виде с завалившимся древним краном вместо шпиля (модель представлена в городском музее).
Ну а так смотровая оставляет очень неухоженное впечатление – на запрет писать на стенах все плюют, исписаны даже декоративные элементы.
Дверь к колоколам закрыта, поэтому наиболее сильный звук – когда идешь по лестнице.
Но на видеозаписи этого не слышно, поэтому приведу здесь более фотогеничный вариант – с промежуточной площадки.
Если присмотреться – то с земли издалека можно рассмотреть фигуры людей, поднимающихся на и спускающихся со смотровой.
На площади перед западным (главным) фасадом расположена точная копия шпиля башни. В это тяжело поверить, потому что стоящая на земле копия гигантская, а оригинал вверху кажется очень маленьким. Копия пользуется большой популярностью у желающих ее сфотографировать, так что снимать ее я не стал.
Что касается интерьеров – то ничего особенного в них я не заметил, кроме разве что свисающих гобеленов – может быть они и созданы для того, чтобы быть висящими двусторонними картинами? В целом интерьер меня впечалил, и так как вход в сам собор бесплатный, я оставил пожертвование (что со мной случается редко, особенно когда видишь разъевшегося попа, и нет уверенности, что деньги будут потрачены по назначению).
Но ни одним только собором славен Кёльн – город был известен еще во времена Римской империи, поэтому в городе немало романских церквей, сохранившихся до наших дней. Особенного исключительного впечатления ни одна из них не произвела, разве что скромных размеров St. Maria in Lyskirche со своими фресками. Вполне возможно, что там я тоже оставил пожертвование (или может быть скорее купил буклет с описанием фресок, потому что с ним всё-таки интереснее смотреть их, когда хоть что-то понятно, пусть и забудется вскоре после просмотра).
А вообще места как сохранившхся, так и несохранившихся церквей в городе принято обозначать табличками.
Неподалеку от собора находится St. Mariä Himmelfahrt (вроде как имя Мария в названии написано без ошибки), в архитектуре которой можно встретить как стрельчатое окно (готика?), так и многочисленные элементы барокко.
Еще одна примечательная церковь (святого Албана) сохранена в виде развалин.
Музеи
Изначально единственным музеем, который я планировал посетить в Кёльне, был музей гестапо (или центр национал-социализма).
Однако поскольку он открывался только в 11, а я еще до того успел посмотреть собор, подняться наверх на смотровую, спуститься вниз и дойти до музея, я решил заглянуть в близлежащий городской музей в здании цейхгауза.
Первое, чем меня встретил музей – это крючками для одежды в ящиках для хранения вещей.
Коллекция музея не очень разнообразная, но интересная. Помимо уже размещенного выше макета собора до его достраивания интересным мне показались сокровища в виде корабля, античная торговая лавка, автоматы по продаже шоколада. Кёльн – это не только город одеколона (собственно, французское eau de cologne переводится как “вода из Кёльна”), но и город шоколада. Франц Штольверк начал шоколадный бизнес именно в Кёльне, и уже потом его компания разрослась по всему миру.
Впечатлила также групповая фотография работников фабрики.
Ну и потом, в 12-м часу я наконец пришел в музей гестапо, не ожидая подвоха.
А подвох заключался в том, что только в подвале (в новой экспозиции) надписи продублированы на английском языке. В основной (старой) экспозиции – всё только на немецком, а аудиогидов в музее не хватает – к моему приходу их разобрали, и до ухода – так и не вернули ни один обратно. Так что времени я в музее провел меньше, чем планировал.
Отсюда совет: приходите к открытию музея! А если уж не получилось – тогда не ранее 13, когда хоть будет шанс, что первые посетители уйдут и оставят свои аудиогиды.
Из музея фотографий не осталось, а вот такая инсталляция расположена между музеем гестапо и городским музеем.
Поскольку погода была не очень приятной, а Кёльн не стал тем городом (в отличие от Брюсселя или Полоцка), по которому мне бы хотелось гулять несмотря на дождь, в какой-то момент я решил, что с меня хватит, и пора в какой-нибудь сухой музей.
Им стал музей шоколада.
Музей – очень качественный, его создатели основательно подошли к вопросу и постарались полностью раскрыть темы как истории шоколада, так и касаемые его производства, продажи и т.д.
Помимо большой коллекции автоматов по продаже шоколада, которые одно время были основным способом его продажи, приведшие к бешеной популярности самого продукта, запомнилась такая необычная штука: картинки специально сделаны таким образом, чтобы гармонично они смотрелись на призме (а на плоской бумаге – размазанно).
Процесс производства шоколада показан с помощью установки, непосредственно его производящей.
В начале производственной экспозиции я задавался вопросом, что же это за жидкость, которая имитирует шоколад внутри всех этих установок.
А потом оказалось, что из этой жидкости и получается тот шоколад, который я вместе с остальными посетителями получил при покупке входного билета.
И напоследок – случайная зарисовка.
В воскресенье торговые центры в Германии не работают, но в пассажи можно попасть, если двери открываются.
После истории за день до этого в Маастрихте, где в пустом аэропорту я попал под пристальное внимание полиции. опять привлекать внимание было страшновато – но тем не менее я решил зайти.
В результате увидел, что на диване, выставленном в пассаж мебельным магазином, спокойно себе спал мужчина.