Брюссель

В Брюсселе я останавливался 2 раза чуть менее суток на пути из Москвы в Рим и обратно. Сжатое время не дало возможности познакомиться с городом подробно, с другой стороны – масштаб города не требует принципиально большего времени на его изучение, и определенное впечатление вполне успело сложиться.

Брюссель рождественский

Первая часть моего визита в столицу Бельгии пришлась на последний предрождественский weekend, так что мне удалось застать праздничные мероприятия города.
Не все из них были интересны (и поэтому я их даже и не посетил), но некоторые – были весьма.
Например, светомузыкальное шоу на Grand Place.
Для его отражения, конечно, лучше всего подходит видео, но оно почему-то куда-то задевалось.
Так что придется обойтись фотографией и комментарием, что вышло очень качественно, а для лучшего обзора советую встать к северо-западной стороне площади – единственной, которая без подсветки.


В паре мест расположены интересные детские карусели. Чего в них только нет: динозавра, аэроплана, страуса, гигантского жука…
Все остальные карусели, которые я раньше видел, с этой совершенно не сравнятся.

На бульваре у площади святой Катерины расположилась ярмарка и колесо обозрения. На колесо я пошел уже следующим утром (чтобы была возможность сделать хоть какие-то фотографии). Как и в бывшей голландской колонии Малакке, колесо обозрения сделано таким образом, что кататься на нем предполагается сразу несколько кругов. При этом поддерживается непривычная для советских колес высокая скорость, в результате чего первый и последний круг – тупняковые, потому что посадка и высадка производится только при полной остановке.
Оценить скорость вращения и близость к дому можно на видео ниже. Вот ведь забавно тем, у кого это колесо буквально из окна видно.

Здесь мы уже перешли к виду на основные достопримечательности центра города.
На переднем плане – облезлая церковь святой Катерины, в центре – виднеется шпиль ратуши на Grand Place, справа – в строительных лесах скрыт гигантский Дворец правосудия (Palais de Justice).

Достопримечательности

Некоторый вид на достопримечательности уже приведен выше – смотрим, что в городе еще есть.
В Брюсселе расположен самый большой в мире храм в стиле ар-деко (art deco) – Basilique du Sacré-Coeur.

Впечатляющими являются не только его экстерьер, но и интерьеры, выполненные в том же стиле, что выглядит очень необычно.

На одной из башен устроена смотровая площадка, но ее я посещать не стал, потому что приехал слишком рано (да и виды с нее, надо сказать, не самые интересные, потому что храм находится достаточно далеко от исторического центра).

Собор Брюсселя по информации из интернета меня не впечатлил, так что в условиях цейтнота я не стал уделять ему времени.
Да и больше ни в один храм в городе не заходил – хотя по внешнему виду проезжал мимо несколько интересных: что-то рядом с Église royale Sainte-Marie (которая по интернету казалась также неинтересной) и церковь в Завентеме интересной архитектуры, мимо которой извивалась автомагистраль от аэропорта в город.

Известная и продвигаемая достопримечательность центра Брюсселя – это комиксы на стенах домов.
Если честно, меня они не впечатлили. Видал я разрисовки интереснее и масштабнее.

Писающий мальчик мне с самого начала не был нисколько интересен – я прошел мимо, пока исследовал комиксы, ничего неожиданного не увидел. Его подругу писающую девочку – не видел.

Еще один пласт примечательностей – это здания в стиле ар-нуво (art nouveau), которые наряду с Grand Place относятся к списку всемирного наследия ЮНЕСКО (точнее – относятся постройки родоначальника стиля, Виктора Орта, а город просто считается одной из мировых столиц стиля).
Основные строения расположены на юге, востоке и юго-востоке от центра – что в начале XX века было окраинами города (муниципалитеты Etterbeek, Ixelles, Sant Gilles, Forest), хотя есть интересное и в центре. Но именно вдали от исторического центра чувствуется дух эпохи, когда нет зданий более ранней постройки. Там весьма приятно гулять даже в дождь, а в солнечную погоду должно быть одно удовольствие.
Фотографии в дождливую погоду у меня не получились, так что ограничимся только видом автобусной остановки в стиле art nouveau.

Самое интересное в этой части (да и во всём городе, в общем-то) было в музее Орта, открытом по специальному расписанию: со вторника по субботу с 14 до 17:30. Он очень впечатляет (это – мировой класс, на уровне Casa Batllo в Барселоне), но фотографировать там нельзя.

Из того, что я приметил для себя и хотел посетить – парк “Мини-Европа”, но он в холодное время года закрыт.
Расположенный рядом “Атомиум” меня так же не интересовал, как и писающий мальчик – по той же причине, что и базилика: слишком далеко от центра, смотреть с его высот особенно не на что.

Транспорт Брюсселя

Каждым видом транспорта в Брюсселе (метро, трамвай, автобус, железная дорога) я пользовался минимум 2 раза (перечислены в порядке убывания), так что была возможность составить определенное впечатление.
Первое положительное впечатление – это наличие карты Discover Brussels на 24, 48 и 72 часа (суточная стоила 6,5 евро). Очень удобно (то, что нужно для околосуточной остановки) и необычно, потому что чаще всего проездные привязаны к календарному дню. Кроме того, с помощью этого билета можно приехать на автобусе в аэропорт – что делает перемещение по городу совсем копеечным. Единственный недостаток – если нет карточки, то надо наскрести сумму к оплате мелочью, потому что купюры автоматы не принимают – но это распространенный в Европе косяк.
Метро Брюсселя считается продвинутым (например, по безопасности и ухоженности станций) на фоне систем в других европейских столицах. На станциях установлены табло с указанием местонахождения и времени до следующего поезда (а не как в Москве – с временем убытия; впрочем – московская информация по крайней мене не врёт, потому что брюссельская не раз показывала неверно).

Правда, как выглядит, например, станция Arts Loi/Kunst Wet, не может не разочаровать.

Также в Брюсселе довелось снова увидеть следующую станцию с предыдущей.

Поскольку трамвай в Брюсселе частично проходит под землей – довелось увидеть трамвайный переход: всё вроде бы как в метро, но менее пафосный статус трамвая позволяет переходить пути за и перед составом (потому что провода питания расположены вверху), а не требует строительства перехода, как в метро.

Еще одна очень хорошая задумка – это как реализованы подземные трамвайные станции в центре, на оси север-юг. Входящие пассажиры расположены на центральной, островной платформе, а двери на выход открываются на крайние, боковые платформы. В результате входящие и выходящие пассажиры не пересекаются друг с другом, что делает посадку и высадку гораздо быстрее.
Итого: всё бы хорошо было с брюссельским трамваем, если бы не жесткие углы поворота (в том числе под землей), из-за чего составам приходится снижать скорость до самого минимума (и преимущество по сравнению с метро в быстрой остановке утрачивается).

Автобусами (если не считать минутного подскока до ближайшей подземной станции трамвая) я пользовался только из аэропорта и обратно. В нерабочее время они ходят редко со всеми остановками, поэтому опасаясь опоздать, в первый раз (в воскресенье) я предпочел вернуться обратно на центральный вокзал и воспользоваться железнодорожным экспрессом (17 минут в пути).
Однако мои опасения были напрасными – большая часть автобусного маршрута пролегает по узким улицам (где экспресс не может обогнать обычный автобус), но сам путь – достаточно короткий, так что даже с вынужденными остановками он занимает только полчаса.

С железной дороги началось мое знакомство с Брюсселем – и казалось, что она развенчивает представление о Брюсселе как о франкоязычном городе. Всё было написано только по-голландски. Это уже потом оказалось, что никакого порядка в общем-то нет, и совершенно спокойно объявления потом могут быть только на французском. Отдельное впечатление составили наряженные в униформу контролеры почтенного возраста и европейской внешности, вызыавющие уважение.

Общие впечатления

Брюссель оказался городом с самыми дорогими ценам в эту поездку (дороже итальянских городов, не говоря о Южной Америке). Мокрая погода, которую я застал в оба приезда (на пути туда и на пути обратно), достаточно характерна для города – тем удивительнее, что в парках считаются вполне нормальными грунтовые дороги (которые достаточно просто размываются дождем).
Брюссель – многонациональный город, и если в Риме видишь кучу негров – жди беды, то здесь люди другого цвета кожи вполне могут быть интегрированы в общество (а могут и не быть, такое тоже бывает).
Также Брюссель стал для меня первым франкоязычным (и нидерландоязычным – поскольку в Голландии я тоже не был) городом, так что вполне возможно, что именно поэтому не самый впечатляющий город оставил впечатления достаточно сильные.
В качестве итога – поскольку в городе я посмотрел не всё, что планировал, а полет Брюссельскими авиалиниями мне понравился – вполне возможно, что я снова соглашусь на визит с пересадкой (в отличие от той же Риги, одного раза на которую – вполне достаточно), или же заеду в город при поездке по Бельгии и Нидерландам – при всём уважении к городу, он не самый интересный в своей стране.

Оставить комментарий

Войти с помощью: