Турку (Обу)
Турку – шестой по населению город Финляндии и четвертый, если не считать столичные пригороды, но представляет особенный интерес, потому что в шведские времена был столицей княжества.
Несмотря на то, что и Турку, и Хельсинки находятся на побережье залива, за счет того, что в Турку река Аура сделана главным местом притяжения в городе – вода здесь чувствуется сильнее.
Главная достопримечательность города – замок Обу (так и сейчас город называется по-шведски, хотя в русскоязычных источниках неправильно транслитерируют Åbo как Або). Кадр банальный, ну а куда без него.
В день моего визита 3 мая в замке проходил саммит министров обороны северных стран – с одной стороны, жаль, что часть залов (конечно, наиболее шикарных) было закрыто, с другой – удивительно, что замок вообще был доступен для посещения. Ну а вообще залов в нем превеликое множество, так что пожаловаться на недостаток впечатлений абсолютно точно было бы неправильно.
Замок неоднократно достраивался и перестраивался, и этому посвящен не только фильм, но и несколько моделей.
Если не касаться интерьеров, то впечатлили толщина стен (северная стена только через несколько веков после строительства обзавелась окнами)…
А также – разный уровень поверхности во внутреннем и внешнем дворе замка. Обычно внутренний глубже (культурный слой и т.п.), но в данном случае – наоборот: вода отходила от острова, которым когда-то являлась территория замка, и после того, как он соединился с основной землей, появилась возможность выстроить замок большего размера на ниже расположенной земле.
Определенные надежды я испытывал еще в отношении музея ремесла Луостаринмяки с древнейшими для подобных музеев строениями, стоящими на своем исконном месте. К сожалению, он ожиданий не оправдал: многие места закрыты, смотрители индифферентны, объяснительных табличек нет. Тем не менее, одна интересная вещь заключалась в том, что у некоторых домов были вывешены символы местного ремесла – удобно ориентироваться и не везде такое можно встретить.
А вообще город старается быть прикольным (похожее впечатление раньше произвел Брно). Можно встретить монументы гигантской ромашки, хвоста кита, непонятного двухглавого зверя, свиноутки Посанкки, тюленя в темных очках. На горе есть таблички уровня моря в разные годы – территория города относительно недавно появилась на поверхности. На трубе местной электростанции приведены 10 чисел последовательности Фибоначчи от 1 до 55.
А еще на детской площадке есть миниатюры основных достопримечательностей города, более-менее детальными из которых сделаны собор и замок.
На заре своей карьеры архитектор Ларс Сонк отметился в строительстве необычной церкви святого Михаила, спроектированной с элементами разных стилей (и готика, и национальный романтизм) – так что и в церковной архитектуре Турку отметить можно не только средневековый собор.
Я бы с интересом погулял по городу больше, но, к сожалению, по состоянию здоровья ног свою прогулку был вынужден ограничить.
Порвоо
Вообще говоря, в моих изначальных планах посещение Порвоо не стояло. Однако церковь Керимяки, по одному из критериев являющаяся самой большой деревянной церковью в мире, оказалась закрыта на реконструкцию, и без нее только в замок Олафа (Олавинлинну) я решил не ехать, а высвободившийся день помимо Хельсинки отдать под посещение милого старого деревянного Порвоо. В общем и целом о решении я не пожалел – дополнительное время мне очень пригодилось в Хельсинки, а вот стоило ли посещать Порвоо – вопрос.
Порвоо – это небольшой город на королевской дороге Турку-Хельсинки-Санкт-Петербург недалеко от столицы Финляндии, в который люди приезжают полюбоваться старыми живописными улочками и домиками. Нужно сразу отметить, что фотогеничны они во второй половине дня, когда свет падает с высокого противоположного берега реки. А в разрекламированных красных амбарах (как и во многих других дворах) утром выходного дня чужим никто не рад, так что прогулка среди табличек “частная территория” не особо приятна.
Единственная по-настоящему уникальная вещь в городе – необслуживаемые зимой переулки-лестницы. Еще из интересного: на правом берегу реки, со стороны Хельсинки, находится лесное кладбище. В отличие от стогкольмского Скугчюркогордена оно не входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО – но при беглом осмотре из окна автобуса принципиально от него не отличается, так что взять на заметку стоит.
Ну может быть еще необычен узор в виде кулака с поднятым средним пальцем на средневековом соборе. Всё остальное – примерно такое же, как в других европейских средневековых городах (дом на заднем плане – деревянный классицизм, относительно редкая вещь – но есть и в Хельсинки).
В новой части города есть неплохая многоэтажная застройка, вантовый мост через реку и широкая спускающаяся к реке эспланада. Но стоит ли за поездку в этот города платить минимум 16 евро – вопрос неоднозначный (а спецпредложений автобусных компаний для новых клиентов, в отличие от более популярных направлений типа Хельсинки-Турку, на него не дождешься).
Лаппеэнранта и макет Выборга
В хорошо знакомом питерскому шопперу городе оказалась неожиданно милая крепость с живописными видами на окрестности сверху. Но причиной приезда в этот город была, конечно, не она – а гигантский (24 м2) макет Выборга 1939 года, расположенный в музее Южной Карелии. Из-за опоздания поезда на осмотр макета у меня было менее часа времени – впрочем, с несовершенным знанием Выборга и этого времени вполне хватило – и даже осталось на остальные выставки, посвященные Приозерску (а точнее тем временам, когда он был Кексгольмом/Кякисальми), Лаппеэнранте и цветным фотографиям Зимней войны.
Отчет о макете я решил выделить в отдельную запись.
Из церковной архитектуры мне запомнилась колокольня церкви Девы Марии Лаппе, при взгляде на которую долго не становилось понятно, настоящие ли в ней элементы окон или нарисованные. В саму церковь тоже было бы интересно попасть – но увы, май – туристический несезон в Финляндии, так что она была закрыта. В администраивных границах муниципалитета, в районе Лауритсала, расположена еще одна интересная церковь, похожая на памятник Гагарину на ВДНХ. Ее я посещать и не планировал – но автобус на Питер ехал не по автомагистрали (а подбирал возможных пассажиров), так что и на нее довелось взглянуть.