Центр Кёнигсберга после того, как город стал Калининградом, был очень активно перестроен, и теперь ощутить старый город можно либо по хаотично разбросанным среди новостроек старым зданиям, либо отправляться в наименее перестроенные районы. Один из таких (может, самый известный) – это Амалиенау, застроенный в югендштиле (немецкий модерн) в начале ХХ века.
Изначально район застраивался по строгим правилам, о которых можно прочитать в Википедии (все дома – не более 2 этажей + мансардный, по сути одинаковые расстояния между домами, застройка через единого подрядчика), но после Первой мировой войны и экономического кризиса-эха Великой депрессии требования снизились, не говоря о советском периоде района.
Вот, например, четырехэтажный конструктивистский домик, построенный явно после Первой Мировой.
Он расположен на Проспекте Победы (бывшей Lawesker Allee, одной из осевых магистралей и границ района), по которой проходит историческая трамвайная линия европейской колеей 1 м. Широких тротуаров на проспекте не предусмотрено, так что жители смело гуляют по путям, составы по ним ходят гораздо реже. Трамвай стал самым медленным видом транспорта и постепенно отмирает.
Если честно, югендштиль я не понял.
С тех пор, как мои маршруты подвергаются корректировкам по интуиции, если я никуда не свернул с запланированного маршута – значит места оказались не очень интересные.
Хотя район тем не менее понравился.
Ну разве не могут не понравиться такие простые, но в то же время изящные дома с крышей больше полвысоты?
Если в Москве за загородным уютом люди тянутся за МКАД, то в Калининграде его можно найти в паре километров от центра, и район снова приобретает свою популярность у состоятельных людей. Porsche, Maserati и другие престижные марки в гаражах не редкость.
Райончик застраивается, и, надо отдать должное – со вкусом, в общем стиле.
Хотя некоторые здания находятся в заброшенном состоянии, несмотря на обжитость (свет в левом нижнем окне – это телевизор).
Объяснение оказалось простое – это детский сад (№14). Модерн угадывается в линиях окна.
Та же соседняя вилла Шмидт (Проспект Победы, 24; может быть, самое известное здание Амалиенау) отдана под детский сад №27.
А соседняя вилла Лео (дом 26) – это детский сад №13.
Вилла больше соседей, и на фоне фахверка от модерна здесь примечательны опять же окна.
Может быть, это мировой рекорд – целых 3 детских сада на одной улице на промежутке в 300 метров.
Вообще, многие здания района в советское время были отданы под социальные учреждения (это считается заслугой городского главы Виктора Денисова). Так что отдельным богатеям приходится соседствовать на одной улице с детдомовцами.
Все улицы в районе пересекаются не под прямым углом, перекрестки 5-6 дорог – не редкость (сходу по карте насчитал их 5), и они оформляются в виде разрезанных основной магистралью полукругов (пример для москвичей: Осташковская и Широкая улицы Медведково).
На перекрестках разбиты тематические скверы, 3 их посвящены городам-побратимам разных стран.
Больше всего таких городов – из Польши, но скверы сделаны белорусами, литовцами и голландцами.
Вот памятник поэту Людвикасу Резе с табличками литовских городов.
А вот голландский сквер с мельницей, нарисованной гигантской на карте, и оказавшейся в реальности такой скромной.
На переднем плане – столб мира.
Поляки же пробили сквер Шопена. Она обрамлена многоквартирными домами, углы которых венчают башенки.
Еще в районе есть парк с прудом, к которым я не ходил, и 2 кирхи, рассказ про которые пойдет вместе с остальными кирхами.
2 Trackbacks