Как достопримечательность, включаемая в расширенный список Золотого Кольца (из-за Георгиевского собора XIII века), но на самостоятельную цель поездки город не тянул, поэтому посетил я его на обратном пути из Боголюбова, куда ездил на весенний разлив Нерли, и Суздаля, чтобы обратная дорога была более интересной, чем стандартный маршрут Владимир-Горьковское шоссе-Москва.
Город оказался своеобразным, непохожим на своих собратьев по Владимирской земле, по разным аспектам.
Одна из вещей, которую можно отметить – слабая позиция церкви в городе. Так, кирпичный Троицкий собор начала XX века стоит в невостановленном состоянии, затеняя собой Георгиевский собор, Михаило-Архангельский монастырь как был музеем, так и остается, без намека на ранее существовавшую монастырскую жизнь (экспозиции, посвященной ранее стоявшему на этом месте монастырю, в музее тоже нет).
В самом музее – мало чего интересного.
Я, как водится, пошел на смотровую площадку на звонницу, но ничего интересного с нее не увидел (симптоматично и то, что точка, с которой снята предыдущая фотография, закрыта со звонницы башней монастыря, и так много где).
Надпись про низкий свод на входе можно было и не дублировать, с учетом что край двери находится на уровне верхнего края скамейки.
По ходу подъема на смотровую представлены небольшие экспозиции. На одной из них – макет Юрьев-Польского кремля в древности. Надо предполагать, что белокаменный собор – это Георгиевский, хотя на него модель совершенно не похожа.
Интересной также показалась сцена игры на колоколах.
Фотосъемка – платная. Это хоть и противоречит закону, но с учетом низких цен я решил поддержать музей и купить фотосъемку. Правда, в своей манере – купить билет не сначала, а на выходе, если фотографии будут. В отличие от того Егорьевска, здесь такая схема не cработала – билетов на фотосъемку в кассе звонницы не было, мне предложили купить его на других экспозициях. С учетом, что ни на одну я не пошел, я ее и не купил, и совесть в свете противозаконности взимания платы за фотосъемку меня не мучала.
Также на территории музея проводится выставка резных наличников Юрьев-Польского района (хозяйственные пристройки на дальнем плане такие, что и не скажешь, что дело происходит в Кремле).
В остальные залы (куда требуется отдельный билет) я не пошел. Нормальной исторической экспозиции по исторической земле Ополье там не предполагалось, а всякие вещи из быта ткачей мне неинтересны.
На невостановленном Троицком соборе смотреть не на что (разве что представить, что обезглавленный он смотрится вполне себе как здание Городской Думы или еще какого гражданского учреждения).
Другое, что осталось интересного в Кремле – это собственно Георгиевский собор, главная причина посещения города туристами.
Читал я про него достаточно мало – иначе как объяснить, что наличие множества резных фигурок (как в Димитриевском соборе Владимира) стало для меня сюрпризом и главной примечательностью в соборе (а не его архитектура и т.п.). Сам он к моменту моего приезда был уже закрыт, внутрь попасть не удалось.
Городские власти попытались сделать горожанам и туристам приятное, улица 1 мая была сделана пешеходной, правда, на этом желания (или возможности?) властей ограничились.
Люди охотно гуляют по улице, правда, скамеек я, по-моему, не заметил.
Собственно, пешеходная улица была единственным маршрутом группы молодых мамочек и их подруг, которых я застал в городе. От памятника погибшим в войне (напротив входа в музей) до конца улицы, потом развернуться и обратно. Посидеть-покурить у памятника, и обратно.
Дети у торговых рядов XIX века гоняют голубей.
Заканчивается улица характерно провинциальными рукописными афишами дворца культуры «Россия». Стоимость просмотра мультфильма – 10 рублей.
Правда, с грамотностью в названии улицы не всё оказалось в порядке.
Последнее интересное в окрестностях бывшего Кремля (от которого остался земляной вал) – это памятник отцу-основателю, Юрию Долгорукому. Не понятно, правда, при чем здесь оказались львы, смотрятся они очень своеобразно.
Еще одна деталь, замеченная у исторического центра – остановка-грибок.
Если смотреть за пределами центра, то внимательный взор привлекает колокольня Петропавловского монастыря, с каркасом вместо купола, но с полноценным крестом.
В колькольню можно забраться внутрь, но там можно нарваться на неформалов вроде тех, что оставляют подобные надписи (предполагаю, что это фанаты владимирского «Торпедо»).
Мост под железной дорогой в апреле 2013 года был перекрыт, поэтому при проезде из Суздаля приходится ехать через весь городок, и если не сворачивать сразу на Кольчугинское шоссе, взору откроются станционные здания деревянного модерна.
Новая облицовка сделана хоть вроде бы и достойно, но всё-таки неуклюже и выделяется на фоне деревянного каркаса.
Итого Юрьев-Польский (или Юрьев-Польской, как кому угодно) подтвердил репутацию стоящего посещения города, но – как промежуточного пункта (самым близким самодостаточным местом является Суздаль).