Римская солянка: площади и фонтаны, музеи, детали, транспорт и т.д.

Площади и фонтаны

Скажу сразу – площади и фонтаны меня в целом не впечатлили.
Про площадь святого Петра я дал комментарий в записи со смотровых площадок.
Пожалуй, самая известная площадь (одновременно с фонтанами) – это площадь Навона (как мы видели по модели древнего Рима – ранее на площади был ипподром/цирк).
Мне довелось застать ее в 2 совсем разных состояниях. Первое – это с рождественской ярмаркой, когда ярмарка напрочь оттенила площадь.


Второе – уже в январе, когда декорации были собраны, и уже наконец видно площадь. Разница немаленькая.

Единственная оставившая положительное воспоминание площадь – это площадь Республики (с храмом ангелов и мертвых, построенном на остатках терм Диоклетиана), был на площади 2 раза, оба – в темноте или практически в темноте + 1 раз проездом. Может быть, поэтому и воспринялась она позитивно? Правда тот факт, что именно фонтан и ансамбль площади Республики, а не какой-либо другой, изображен на коллаже Рима в Википедии ночью, говорит о том, что он действительно выгодно отличается от остальных.
Фонтан в центре площади хорош – удачная доминанта, но пройти к нему нельзя – только смотреть с тротуара, пешеходных путей к нему нет.

Площадь Испании в виде бантика-бабочки? Был на ней два раза: людно, ничего особенно.

Овальная площадь Народа (piazza del Popolo)? Хорошо смотрится сверху, со смотровой – но общий вид интереснее.
Аналогично – и площадь Венеции: когда смотришь на нее с террасы у квадриги – больше интересно остальное, а не площадь.

Тема фонтанов актуальна для Рима как ни для какого другого города потому, что город (вместе со всей областью Лацио) расположен на артезианских источниках. Поэтому считается, что римскую водопроводную воду можно пить – как и воду из многочисленных питьевых фонтанов по всему городу. С учетом, что именно в Риме я отравился 2 раза – я склонен больше так не делать. Может у остальных всё нормально переносится – но я решил быть осторожным.
Самый известный римский фонтан – это фонтан Треви.
Его я не включил в свою программу, но когда шел недалеко – решил посвятить ему внимание.
Конечно – штука хорошая, но тот же фонтан Моисея (Acqua del Felice) – не хуже.

На той же площади – неизвестный мне и не отмеченный в Викимапии памятник.

Из гражданской архитектуры я отметил для себя quartiero Gino Coppede – пышный и необычный квартал.
Про него можно писать долго, целую отдельную запись – так что ограничусь только одной фотографией.

Музеи

Самые известные музеи города собраны в группы, расположенные в одном помещении и посещаемые по одному билету.
Это Ватиканские и Капитолийские музеи.
Ватиканские музеи настолько перегружены экспонатами, что голова просто не соображает и идет кругом.
Когда вспоследствии я обнаружил в музее римской цивилизации экспонат из одного из Ватиканских музеев – я удивлялся, как я прошел мимо.
А это очень просто сделать, когда голове есть от чего завертеться.
Парковка во дворе Бельведера

Конечно, там есть на что посмотреть – но в целом музей не оправдывает по моим вкусам ожиданий, которые на него возлагаются общественностью.
Самая известная вещь в музее – Сикстинская капелла, не произвела на меня должного впечатления, как и станцы (“комнаты” – итал.) Рафаэля (хотя последние я посещал практически в одиночестве).
Внимание стоит уделить Пинакотеке – там есть на что посмотреть (хотя и не шедевр, ради этого не стоит идти в Ватиканские музеи).
Да, еще хороши географические карты (в особенности с планами городов) – это мои личные предпочтения (мне тяжело представить ситуацию, чтобы выставленная в музее географическая карта (а значит имеющая на то основание) показалась бы мне плохой).
Неплоха спиральная лестница на выход (хотя на фотографии – впечатляет больше). Есть интересные статуи в античном отделе и египетские артефакты.
То есть если покопаться в памяти – есть что вспомнить в музее, но впечатление он оставил такое же, как и его экспонаты – не более чем неплохое (а ожидаешь, когда начитаешься – большего).

Единственное – надо отметить, что процесс в музее поставлен достаточно хорошо. Повсюду указатели, в общем-то не заблудишься, к той же Сикстинской капелле выделены отдельно быстрый и полный маршруты. И еще хорошая задумка – сквозной гардероб, когда входящие и выходящие потоки обслуживаются с 2 разных сторон и не пересекаются.

Ну а что касается Капитолийских музеев – я их не планировал посещать, и не посещал.
Ссылка на музей римской цивилизации здесь уже мелькала – этот музей произвел больше впечатления, чем Ватиканские (несмотря на то, что в последних я провел больше времени и чувствовал себя хорошо, а не отвлекался на туалет несколько раз за те 1,5 часа, что был в первом).
Больше музеев я не посещал.

Что касается галерей – то хочу отметить галерею Спада с перспективой Борромини (мастера барокко, пара церквей которого отмечены в соответствующей записи).
Вообще перспективу фотографировать нельзя – но узнал я это уже после входа в галерею и оплаты билета, а из внутреннего двора никто фотографировать не запрещал (а всё видно) и стирать фотографию не заставлял.

Штука действительно впечатляющая и стоящая посещения.
Сама галерея – как бесплатный довесок к перспективе Борромини. Картин перебор, взгляд разбегается – хорошо, что хоть посидеть можно нормально в залах (есть где).
Также нужно учесть, что несмотря на уличный указатель, в галерею нужно попадать через внутренний двор, а не через дверь в переулке. А то можно подумать, что реально галерея закрыта.

Еще одна галерея, где я был – это Дориа Памфили (Doria Pamphilj).
Там есть пара интересных на мой вкус экспонатов – но в общем и целом обычный средний уровень, а стоит 11+ евро (Уффици, к слову – дешевле).

Для массового посещения римских музеев и галерей есть карта Roma Pass.
Она дает права бесплатного проезда на общественном транспорте в течение 72 часов, бесплатного посещения первых двух заведений и скидку в 50% на все последующие.
У меня получилось так, что карта стоимостью 34 евро еле себя окупила.
Многие заведения (Vittoriano, Doria Pamphilj) – негосударственные, и скидка на них не распространяется. Ватиканские достопримечательности административно вообще в другом государстве.
Транспорт вопросов не вызывает, но безлимитный проездной на день стоит 6 евро, на 3 дня это было бы 18 евро (а с учетом, что в первый день я совершил только 3 поедки на метро стоимостью по 1,5 евро – это было бы 16,5 евро).
В первые дни в Риме, когда и действовал Roma Pass – я в музей римской цивилизации я не успел, так что посещение со скидкой у меня было только 2 заведений: Колизей+Форум и термы Караккалы. Скидка на первые 2 заведения – 100%, стоят они 15+6=21 евро.
Итого, если бы я не приобретал карточку, я заплатил бы всего на 3,5 евро дороже (впрочем, никто не отрицает, что при наличии карточки и отсутствии необходимости возиться с билетами на транспорт было гораздо удобнее).

Транспорт

В Риме всего 2 линии метро, немножко трамвайных линий, выделенных линий для автобусов нет – так что можно догадаться, что творится на дорогах города. В качестве иллюстрации мне запомнилась фраза из Wikitravel про Москву: что-то типа “движение в городе ужасное, но если вы были за рулем в Риме или Афинах, для вас не будет сверхъестественным привыкнуть к московскому движению”.

Красная ветка (А) метро, которой я пользовался больше (потому что жил на в оба приезда) – более новая, подземная, на схеме обозначено расположение платформ на каждой станции (в Риме это не предугадаешь, потому что могут быть и 2 боковые, и 1 островная, и 1 боковая + 1 островная с любой из сторон). Но всё-таки основные станции по типовому проекту в центре построены с 1 островной платформой и разделенными экскалаторами наверх и вниз (один располагается за другим, а рядом с ним, как было в СССР).
Для людей с ограниченными возможностями метро совершенно не предназначено – лестницы везде, и достаточно крутые.
Зато предназначена для туристов – название каждой станции дублируется основной достопримечательностью, которая расположена у нее (правда, почему-то Ватиканские музеи перенесли от Cipro к Ottaviano, хотя идти там одинаково, а на той станции люди высаживаются к собору святого Петра).

Синяя ветка (B) – это по сути полуподземная железная дорога, потому что контактная сеть расположена вверху. На юге 4 станции линия проходит параллельно железнодорожной ветке и имеет платформы вместе с ней. Такой подробной схемы у нее нет, зато перед каждой станцией голоса на итальянском и английском объявляют, на какую сторону будет выход.

С этими станциями на юге была связана засадная история, которую я описал в записи про район EUR. Сухой остаток истории таков, что надо внимательнее смотреть за названиями станций, Magliana и EUR Magliana – 2 большие разницы!

И еще одна засада связана с названиями метро и улиц. Станция Cavour расположена на via Cavour, между Колизеем и вокзалом Termini.
Но есть еще и piazza Cavour, расположенная на другой стороне Тибра, к северу от Ватикана.
Каково же было мое удивление, когда во второй приезд в Италию, решив добираться на автобусе (на экспресс в центр я опоздал, следующего пришлось бы ждать 20+ минут, а мне нужно на правую сторону, где как раз останавливается автобус, крюк через центр мне был необязателен), я высаживаюсь на piazza Cavour, которая должна быть на правой стороне – но я же помню, что Cavour – рядом с вокзалом!
Пр простейшим географическим прикидкам via Cavour никак не могла здесь оказаться. Навигатор, как обычно, не хотел оперативно ловить сигнал GPS – а даже когда захотел, станции метро в карту почему-то не подгружены. В итоге – я пошел искать метро по старинке, спрашивая направление у местных.

Ветки метро пересекаются один раз, на центральном вокзале – и несложно предположить, что на каждой из них выходит по полвагона.
Надо отдать должное, что пересадочный узел спроектирован хорошо, мест для эскалаторов не пожалели (благо мелкое заложение), и таких пробок при пересадке, как в московском метро, я не наблюдал.

Переход на правую сторону Тибра составы по линии А совершают по метромосту (совмещенному с автомобильным Ponte Nenni), и обнаруживается интересная особенность – в Риме можно парковаться на мостах, чем люди с радостью пользуются.
Неподготовленному глазу, видя по обоим сторонам от состава ряды машин, кажется, что город задыхается в пробках – в то время как в реальности ни в одной из них нет водителя.

Что касается парковок - своеобразным шоком была для меня культура парковки. Вопреки стереотипу, бамперы у машин не битые. И при этом машины целую улицу припаркованы бампер к бамперу! Непостижимо, сколько времени и мастерства нужно, чтобы вписаться в столь замкнутое пространство без ДТП – но для Рима это стандарт.

Достаточно часто в поездах метро играют музыканты разного происхождения (цыгане и не только). Российской организованности у них не наблюдается – в составах без перегородок они как-то играли в соседних вагонах, заглушая звук друг друга. И это было после того, как 2-3 станции до них играл еще кто-то.

Трамвай бывает очень разный – и новый-модный низкопольный, и старые составы. А когда что-то случается на линии – вместо него выходит автобус с таким же номером и едет по трамвайным путям (так прошла 1 из 3 моих поездок на автобусе).

А пробки в городе, конечно, неслабые. Пока я был без машины, я наблюдал пробки в часы пик в соответствующих направлениях. А на машине я был только 1 день, и серьезное впечатление получил в утренний час пик, когда сам ехал из центра в аэропорт, и на всём протяжении до кольцевой (даже при объезде по “пьяной дороге”) навстречу мне смотрел хвост едущих в сторону центра. Ну хоть кольцевая ехала в обе стороны оба дня, что я по ней ехал. Но не без ложки дегтя – съезд к аэропорту сделан в стиле идиотской Бесединской развязки МКАД – чтобы съехать с кольца, пришлось совместиться с потоком, который ехал в центр, а туда – пробка.

Сам аэропорт им. Леонардо да Винчи (FCO) произвел приятное впечатление. Бесплатный wi-fi на полчаса, зоны для отдыха – сделано достаточно приятно.
На Рождество в нем расставили фигурки животных в цветах национального флага.

В том числе гигантских улиток. Все зверюшки – из экологически чистого материала (забыл только, какого).

Но вот с точки зрения водителя машины аэропорт сделан не очень.
Мало шлагбаумов, терминал для оплаты – далеко от него, постоянно возникающие ошибки – словом, пробка легко образуется на пустом месте.

Детали

Продолжая автомобильную тему, хочется отметить старые автомобили, которых в городе реально немало.

Знаменитый Fiat 500. Это – обновленная модель, о чем свидетельствует слово “nuova” слева от “500”. Обратите внимание на старый черный номер.

Автосервис вполне может располагаться сбоку от театра (если саму машину на подъемнике разглядеть достаточно сложно – то зато видно ее номер)

Непривычны также римские пешеходные светофоры. Там так же 3 световых сигнала, как на автомобильном, желтый загорается через несколько секунд после зеленого и горит до самого красного света в несколько раз дольше, чем был зеленый. Пытаться успеть перейти на зеленый можно, с трудом – но смысла особенного нет.

Как и во многих городах Европы, в Риме полно нелегальных торговцев, готовых собрать товар и убежать от полиции в считанные секунды. На мосту святого Ангеля, рядом с мавзолеем Адриана, мне довелось наблюдать ложную тревогу. Один прозорливый смельчак даже не стал собирать сумку, в отличие от своих соседей.

Понравилась мне итальянская система подачи воды в заведениях. Сначала я не мог понять, почему сенсор никак не реагирует на мою руку – а потом понял, что надо жать ногой на кнопку на полу. Очень разумно – когда человек уходит – подача прекращается, вода не расходуется зазря – и не нужно по нескольку раз водить перед сенсором руками, если период подачи воды слишком короткий.

Часто на углы вешают иконы, которые закрывают своеобразной крышей-зонтиком. А здесь еще старый знак телефона затесался.

Не до конца понятная мне особенность заключается также в том, что газированная минеральная вода в супермаркетах стоит очень дешево (8-10 рублей за бутылку 1,5 литра, например), в то время как негазированная – сильно дороже (рублей 60-70 за тот же объем). Может быть, дело в разнице спроса, может – в разнице предложения, эту штуку я не узнавал.

Единственное, про что я еще не сказал – это зелень и парки. Те районы Рима, в которых я бывал (центр, северо-запад и Trastevere) произвели приятное впечатление. По паркам я особо не ходил и сказать про них ничего не могу – всё-таки, была зима, хоть в солнечную погоду температура доходила и до +15.
Но высокие вечнозеленые растения с плоскими и широкими кронами произвели очень приятное впечатление и стали для меня одним из символов Рима и воспоминанием о городе – даже несмотря на то, что я так и не узнал их названия.

Оставить комментарий

Войти с помощью: