В столицу Саксонии я попал в холодную и промозглую погоду, поэтому в целом город не оставил практически никакого впечатления, хотя безусловно есть о чем написать.
Достопримечательности
Самой выдающейся достопримечательностью Дрездена считалась природная – долина Эльбы в области замков, но после постройки нового моста она была исключена из списка памятников всемирного наследия ЮНЕСКО (где находилась с указанием “под угрозой исчезновения”).
Несмотря на пасмурную погоду, я всё-таки решил съездить к Эльбским замках и посмотреть на террасу. Дело в том, что в город я выбрался в 9, а основные запланированные к посещению заведения (музеи, церкви и т.п.) открываются в 10. Так что я переиграл планы и решил сначала изучить правый берег (новый город, или Neustadt), а левый со старым городом (Altstadt) – оставить на потом.
Зрелище даже в пасмурную погоду хорошее, мост конечно портит перспективу – но не сильно (на уровне новостроек в Москве, уродующих исторические перспективы – однако никто не исключил Красную площадь из списка памятников после строительства Swissotel Красные Холмы – хотя справедливости его непосредственно с самой площади видно меньше).
Следующей по порядку (и по близости от замков) достопримечательности является молочный магазин братьев Пфунд, в интерьере которого в майолике показаны разные картины на молочную тему. По всему зданию стоят надсмотрщики, которые следят, чтобы не было сделано фотографий.
Я к этому месту подошел пешком, и сразу стало понятно, что постепенно я подобрался к ареалу большого туризма – у дома стояло куча автобусов, по магазину ходило куча туристов, в результате чего было не протолкнуться.
Рядом были граффити. Одно – оригинальное, но вот с фокусировкой вышла проблема, второе – попроще, но не чета большинству нашим всё равно (хотя может быть с немцев и берет пример Мосэнерго, заказывающее неплохую роспись своих технических зданий).
Рядом – расположен район Äußere Neustadt (внешний новый город), место обитания людей творческих профессий. Эти люди делают свой район непохожим на другие, в результате чего он запоминается с приятным впечатлением. Вот, например, карта района, с указаниями всех отдельных домов и что в них располагается (дома строятся единым фасадом).
Ее я увидел в Kunsthof Passag’e (дворе художников) – еще одной известной достопримечательности нового города, с его известным поющим домом.
Поющий дом я фотографировать не стал (противосвет всё-таки, и дождь), но решил снять менее известный двор животных сбоку от него.
Там же мне первый раз повезло в Дрездене – когда я просто зашел спросить в заведение, где здесь можно найти туалет – оказалось, что оно (единственное среди своих соседей) входит в сеть общественных туалетов района. В Европе словосочетание «общественный туалет» не несет никакого негативного оттенка – а только означает, что платить за его посещение не надо.
Главное, что надо сказать про поющий дом – это что демострация пения труб проводится по расписанию, а не только когда идет сильный дождь (с весны по осень каждые полчаса с понедельника по пятницу – с 13 до 19, по выходным – с 10 до 20).
Слово «сильный» важно потому, что я был перед поющим домом в первой половине дня в пятницу, и несмотря на то, что шел дождь – пения я так и не услышал. Уже уйдя от дома, когда дождь усилился – я решил к нему вернуться, но дождь так же быстро ослаб, как усилился, и стало понятно, что затея безыдейная.
Дрезден (так же, как и Прага) может быть назван городом пассажей, и в творческом Внешнем новом городе к их офомлению подходят со вкусом (а не только к пассажу имени художников).
А с уличной стороны пассажа расположены ворота (с помощью которых, видимо, он закрывается на ночь).
А это уже хундертвассеровский мотив (см. Магдебург).
Потом, после прогулки по пустой (в дождливую погоду) пешеходной Hauptstrasse и изучения статуи золотого всадника Августа Сильного, я перешел по мосту в старый город, где в первую очередь пошел в замок.
Там меня ждало второе везение. Желая попасть в музей «Зеленые своды», я не знал, что оказывается он очень популярен и что в него тяжело попасть, поэтому билетов в него на текущий день в продаже не оказалось. Однако меня подозвала женщина, которая сказала, что один из членов их группы заболел, поэтому у них есть один лишний электронный билет в Исторические зеленые своды. Я боялся подвоха (что мне впарят недействующий билет) – но всё обошлось, билет был действующий, и я попал на экспозицию.
Пока люди стоят в немаленькой очереди в кассу – они изучают ассортимент музейных предложений города на больших экранах на разных языках (в том числе на русском).
Исторические зеленые своды (сокровищница Августа Сильного в интерьере образца 1733 г.) на меня впечатления не произвели (несмотря на то, что именно на них нужно покупать отдельный от всей остальной экспозиции билет). А вот Новые зелёные своды – вся оставшаяся курфюршеская сокровищница – да, это сильная вещь. Как и османский зал (с коллекцией отвоеванных у турок атрибутов), оригинальный тем, что всё экспонируется в темноте, и объекты видны только из-за направленной подсветки.
В этом зале можно сесть под шатер: его «стены» расположены высоко и широко, а под ними есть скамейки.
Из дрезденского замка часть окон выходит на Цвингер – красивое место, стоящее посещения, но совершенно не располагающее к нему в дождь.
Дрезден, несмотря на то, что не является столицей сейчас – являлся столицей государства Саксония в прошлом, кроме того, местные курфюрсты были королями Польши более 60 лет, поэтому история Дрездена – это еще и история Польши отчасти, и в богатстве наследия Дрездену не отказать.
Собственно, с Варшавой Дрезден ровнит также и то, что город был очень сильно разрушен во Вторую Мировую войну, и практически все памятники пришлось восстанавливать заново.
Это и не позволяет согласиться с прозвищем «Флоренция на Эльбе», после бомбардировки оно уже не выглядит уместным.
Да, в картинных галереях множество шедевров (намек на Уффици – но мне дрезденское собрание было неинтересно), но аутентичных домиков в старом городе не осталось – восстанавливали большие строения, типа замков и церквей, а частную застройку, конечно же, восстанавливать проблематичнее, да и нет особого смысла.
Кроме того, важное отличие в том, что Эльба гораздо шире Арно, и мостов через нее проложено гораздо меньше.
Если 2 части города во Флоренции чувствуются единым целым, нет ощущения, что это «другая сторона» – то в Дрездене оно есть.
Что касается церквей – то экстерьер воссоздать проще, чем интерьер, поэтому только во Фрауэнкирхе (Frauenkurche) есть на что посмотреть. Остальные церкви – очень простые, но – у них другая фишка.
Дрезден – это город с очень большим разнообразием смотровых площадок, каждая церковь пытается зарабатывать как может (как в Риме – только иначе), потому что только я видел их на Martin-Luther-Kirche и Dreikönigskirche в новом городе, Frauenkurche, Kreuzkirche в старом городе, также башня есть в замке.
Ни одну из них я не посетил – погода тому совершенно не способствовала.
Вот такое было молочное небо и морось.
Последней достопримечательностью, оказавшейся для меня главной (по времени, проведенной в ней – по-моему, 2,5 часа), был Музей транспорта. К моему сожалению, пражский музей транспорта закрыт в мае 2014 года, поэтому за всё пришлось отдуваться Дрездену.
Он же оказался и последней достопримечательностью – я далеко не полностью прошелся по отмеченному для себя списку, но замерз – и вечером решил пойти по теплым магазинам, а не продолжать культурную программу.
Начать надо с того, что в музее показывается фильм с кадрами исторической хроники про Дрезден, с кадрами от XIX до XXI века. Наиболее интересными мне показались съемка с трамвая по ныне пешеходной Замковой улице, съемки разрушенных уже несуществующих зданий, из XXI века – кадры водружения креста на Фрауэнкирхе с толпой наблюдателей.
Также я открыл для себя музей гигиены: да, я знал, что он существует из названия трамвайной остановки – но именно кадры хроники (со стеклянным человеком) пробудили интерес к нему (впрочем, было уже поздно).
Любому интересующемуся историей города фильм будет интересен, копия продается в киоске в холле музея.
Также в музее экспонируется модель железной дороги большой площади (гранд-макет «Россия» больше!) и модель трамвайной сети города, перенасыщенного немецкой архитектурой. Обе модели в день моего визита не работали.
Единственная модель, которую я застал в рабочем состоянии, расположена на главном железнодорожном вокзале города.
Что касается экспонатов самого музея, то каждый может на свой вкус сделать выборку интересного (там этого хватает), я отметил следующее:
Когда поезда ходили медленно, работали вот такие горизонтальные шлагбаумы, которые перекрывали дорогу то поезду (который тогда не имел приоритета), то (надо полагать) повозкам.
С увеличением скорости поездов такие шлагбаумы больше не делают.
Скоростной поезд-монстр разработки 50-х гг.
В музее есть большая детская комната, в которой детей, так сказать, приобщают к транспорту.
Поэтому посетителей с детьми в музее было очень много – и экспозиция привлекает детское внимание, и игры опять же.
Автомобильный зал меня ничем не удивил, а вот воздухоплавательная тема – напротив.
Для затравки – стулья с темой воздушных шаров.
Музей открыл мне глаза на существование 377-го Боинга – оказывается, гражданские самолеты данной фирмы не всегда нумеровались начиная с цифры 7.
Ну и наконец – плакат Аэрофлота с Ту-144.
Ранее в Дрездене ходил трамвай по «кольцевой» линии (№4), соединяющей все трамвайные маршруты города на обеих сторонах реки. Очень удобно – почему сейчас этого нет?
Продолжая тему транспорта и трамвая хочу сказать – несмотря на то, что в целом сеть достаточно удобная (и билетики продаются на 24 часа, а не на календарный день, как в Берлине), есть к чему придраться.
Так, обычно трамваи на остановках притормаживают, их объявляют заранее и успеваешь к этому приготовиться.
Но когда я ехал к Эльбским замкам, у одноименной малопопулярной остановки водитель не притормозил и пронесся мимо. Может, решил, что в такую погоду никаким сумасшедшим эта остановка нужна быть не может?
Мне пришлось выйти на следующей – благо, трамвай в обратную сторону по расписанию был в достаточно скором времени.
Интерьер трамвая – используются фирменные желтые и черные цвета. Сиденья идут как разделенные, так и сдвоенные – которые тогда мне показались очень узкими (см. на женщину на заднем плане), но сейчас – кажутся такими же широкими, как и разделенные (спасибо параллаксу).
Также хочется похвалить и покритиковать систему туристического транспорта.
Я еще ни разу не пользовался автобусами hop on-hop off (в Малакке я был бы рад ими воспользоваться – но их отменили), в первую очередь – из-за неудобности (нужно долго ждать автобуса на остановках) и дороговизны (чтобы билет себя окупал, нужно пользоваться им часто, а это не всегда удобно).
Но в Дрездене, надо сказать, маршрут сделан грамотный: соединивший между собой мост «Голубое чудо» (который я видел относительно издалека со смотровой от замков) и сами эти замки (чего общественный транспорт не делает). В центре города я видел их часто – создалось ощущение небольшого интервала, причем видел в необычных для такого типа транспорта местах (еще один плюс к маршруту).
Однако, несмотря на уже купленный билет на общественный транспорт города на 24 часа, когда на соответствующем стенде я захотел понять, как мне можно купить билет на этот автобус – я понять не смог.
И справедливости ради – у Эльбских замков их я не видел, хотя свой трамвай я ждал почти 10 минут, а также недолго ждал трамвай в обратную сторону, когда не успел выйти на нужной остановке.
Еще немного деталей
Фирменная застройка Дрездена (новодельные крыши старого города) – это куча мансардных этажей, и такой стиль мне не нравится.
Поздемные пешеходные переходы, появившиеся во времена ГДР, закрыты – даже там, где они спускаются пандусом с небольшим уклоном.
Мужичок в шляпе, переходящий дорогу, является символом Берлина – даже есть специальный магазин сувениров с его изображением, но в Дрездене есть как он, так и его соратница.
Уличный артист под маршем курфюрстов. Казалось бы – ничего необычного, если не знать, что в такой позе он простоял несколько минут без движения, только отвлекаясь на подмигивания фотографирующим.