Париж и немного Версаля

Это первый случай, когда большой европейский город удостоится всего одной записи (причем она посвящена даже не только одному Парижу) – но с учетом моего желания сократить время, которое я трачу на описание своих поездок, переходя на экспресс-темп, такой исход неудивителен. Париж – первый город в этом списке и, видимо, не последний.

На снимке слева направо: наземная 6-ая линия метро, Марсово Поле и Эйфелева башня, за ней – район Дефанс, справа – Собор Дома Инвалидов.

Главное впечатление от достопримечательностей

Это – толпы народу. Практически везде. Поэтому единственной правильной стратегией мне показалось главную достопримечательность дня смотреть первой. В первый день я этого не осознавал (и первым был Монмартр), в остальные – Эйфелева башня, музей Орсэ и Собор Парижской Богоматери.

Кратко впечатления от Парижа я рассказал в 3 видео, подробности – в тексте ниже.

Музеи Парижа

Все музеи, которые мне довелось посетить, произвели на меня в той или иной степени приятное впечатление – поэтому можно предположить, что и те музеи, которые я не посетил, тоже были бы хороши или прекрасны. Но посетил я их немного – и не все самые популярные, поэтому покупку музейной карты я рассматривал недолго.
Наименьшая степень положительных эмоций была от первого посещенного музея – Musée de l’Histoire de France в здании Hôtel de Soubise.
Прекрасные дворцовые интерьеры тихи и пусты. Причину понимаешь при скором окончании экспозиции – комнат с постоянными экспонатами очень мало, а изучать французский коллаборационизм мне неинтересно. На громкое название музея истории Франции он не тянет. Но мне было достаточно изюминки-шедевра – плана Тюрго (карта Парижа середины XVIII века размерами более 2,5 на 3 метра).
Следующим был недалеко расположенный Musée Carnavalet, который представляет уже историю Парижа.
В музее немало мелких милых деталей разных веков, за что городские музеи мною любимы, а для запечатления я взял воссозданный магазин bijouterie Fouquet, интерьер и экстерьер которых выполнил мой любимый Альфонс Муха в стиле Art nouveau.

Дальше путь лежал в Pavillon de l’Arsenal, само здание которого уже за компанию со всеми остальными объектами центра Парижа включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Там располагается градостроительно-архитектурный музей, на одной из выставок которого я провел 1,5 часа (что по моим меркам для одной выставки, занимающей не весь музей – очень много). Но я не могу отрекомендовать музей в целом, потому что на другой выставке я провел минут 5, а многометровая интерактивная проекция меня в конце дня после кучи впечатлений (и на фоне разболевшейся ноги) интересовала не сильно.
Правда, есть предположение, что макет кварталов Парижа с основными достопримечательностями всё-таки относится к постоянной экспозиции.

Мне не удалось сделать удачной фотографии, чтобы показать его рельефность – Монмартр сделан реальным холмом, как и другие неровности, но поскольку высота холма реально слишком мала в размерах города (5 на 5 км), а неровности выполнены в том же масштабе, их заметно не сильно.

Выставка (которая к моменту написания записи уже закончилась) была посвящена облику Парижа и его жилищ от Нового времени и до наших дней. Один из первых экспонатов – карта необозначенного периода, где границы и нарезка арондисманов примерно соответствуют нынешним, а нумерация – нет.

Из всего многообразия данных, которые я увидел на этой выставке, помимо фотографий со всемирных выставок, которые я видел и до, и после того, я отметил еще стенд, посвященной «оживлению хрущевок»: в Париже так же, как и в Москве, много строили после войны методами индустриального домостроения – но в отличие от нашей страны, мысль дошла до того, что унылый облик можно оживлять – и не только так, как поступают с ГДР-овскими панельками в Германии (этот метод условно можно назвать «фэйслифтингом»), но и с помощью достроек, несущих архитектурный смысл.

Также там было про двухэтажные улицы (где машины – под землей, а на земле – только люди), про транспортное развитие города и приход его в пригороды, про безумные проекты перестройки (типа Ле Корбюзье с предложением всё снести и построить небоскребы), про пригороды-сады и не только.

Что интересно, в разделе современной архитектуры про башню Монпарнас упоминания не было – хотя она явно является самым заметным ее представителем.

Следующим музеем был самый крупный и известный из посещенных мною в Париже – Musée d’Orsay. По совету сестры я решил предпочесть его Лувру (в котором собраны произведения более ранних эпох, что мне менее интересно, а поскольку художественные галереи у меня в целом не в почете – это явно снизило интерес к нему), а современное искусство, представленное в центре Жоржа Помпиду, мне неинтересно тоже (разве что само здание может быть интересно как бесплатная смотровая площадка относительно в центре города – но поскольку его крышу мало откуда видно, вполне логично предположить, что и с его крыши будет мало что видно).
Но вернемся в Орсэ. Билет в него я заранее через интернет не покупал (что, может, и неправильно, с учетом что основная очередь была у людей без билетов – но развязывало мне руки в планировании маршрутов и порядке посещения достопримечательностей). Пока я стоял в длинной очереди, я боялся, а пустят ли меня с моей большой сумкой, несмотря на указанный на них запрет. Пустили – она хранилась в гардеробе, ничего не украли.
Музей не очень удобен неоднозначностью маршрута по нему; залы, уровень работ и уровень интереса к ним очень разный (в залах Ван Гога едва протолкнешься – но это не весь Ван Гог музея, и в свежепереданных коллекциях его картины можно смотреть практически в одиночестве).
Что произвело впечатление на меня – ошеломляющее собрание домашних интерьеров в моем любимом стиле art nouveau, только ради которых и стоило затевать посещение музея. Была также интересная выставка по-моему про Париж и транспорт, но поскольку у меня болела нога, а она вся расположена на лестнице, ее посещать я не стал, а еще интересная экспозиция про перестройку оперы Гарнье, с разрезанным макетом и документами об этом.

В моей программе был Собор дома Инвалидов (про который ниже), а в него один билет с военным музеем, в котором расположен зал миниатюр – и я решил заглянуть в него, благо была возможность и желание.
Наверное, он на меня произвел еще меньшее впечатление, чем музей истории Франции – но это был всего лишь отдельный зал, другие залы музея я не посещал.
Модели французских крепостей в общем и целом не очень интересные – в положительную сторону отличается Мон-Сен-Мишель (он же, по-моему – самый фотографируемый объект зала).

Ну и наконец – самый впечатливший меня музей, не входивший в обязательную программу – Cité de l’Architecture et du Patrimoine. Его я посетил благодаря тому, что всю остальную программу я прошел быстрее.
Постоянную экспозицию я считаю самым лучшим архитектурным музеем, который я на текущий момент посещал, после визита я даже забыл, чему была посвящена временная выставка, на которой я был непосредственно перед постоянной.

Концепция похожа на ту, что у также впечатлившего меня музея Римской цивилизации: собрать в одном месте копии всех самых примечательных экспонатов.
Парижский музей позволяет в одном месте увидеть архитектурные шедевры разных эпох, разбросанные по всей стране, а коллекция позволяет хорошо сориентироваться по возможным местам визитов.
Немалую роль в создании впечатления играют большие залы, позволяющие воктнуть очень большие, многометровые объекты без искажений.
Конечно, весь фасад выбокого собора в музее не поместится, но портал или шпиль – без проблем.

Помимо архитектуры уделяется также внимание скульптуре, на снимке – ансамбль из церкви в Солезме (на фотографии не понятно, что все люди – в натуральную величину).

А на втором этаже можно посетить залы с церковными интерьерами. Там умудрились воссоздать как купольный храм диаметром с десяток метров (где шаги отовсюду отражараются, когда подходишь к центру), так и мелкие крипты более ранних периодов постройки, как можно заметить – с росписью на них.

Там же и по архитектуре XX века есть экспозиция, которая закрывает некоторую дырку в экспозиции, потому что основная ее часть посвящена периодом от романского до ренессанса, а барокко и классицизм, не говоря об art nouveau и art deco не представлены никак.
Еще один минус музея – вся информация только на французском языке. Но о многих вещах можно догадаться. Зато есть плюс – отличный вид на Эйфелеву башню, потому что музей расположен в Трокадеро, через реку.

Также в музее есть специальные вещи для детей. Например: модели для сбора витражных мозаик.

Или – модели для сборки нервюровых сводов.

А еще, в качестве бонуса, я совсем забыл про археологическую крипту, расположенную под площадью Иоанна Павла II, на которой располагается Собор Парижской Богоматери. Этого пункта у меня даже в планах не было – но раз уж я оказался на площади, а экспозиция мне показалась интересной, я решил зайти.
Там рассказывается про римский период истории Парижа – когда город назывался Лютецией, и под землей можно найти фрагменты домов, набережной, церкви тех времен, с современным оформлением текстов к экспонатам, которые удобно читать в темной подземной обстановке.

Церкви Парижа

Как и в крипту, непосредственно в Собор Парижской Богоматери меня не хотели пускать с моей большой сумкой на колесах – но если в музее смотрительница вызвалась хранить мою сумку, то в собор меня просто не пустили. Я не сильно обломился – потому как в 2 дня до этого посетил 1 один гигантский недостроенный и 3 больших собора, которые не отличаются в худшую сторону от Парижского, а с точки зрения туристической толпы – так точно отличаются даже в лучшую сторону, так что я пошел дальше – к святой капелле (Sainte Chapelle). Поскольку туда я пришел не с самого утра, пришлось отстоять часовую очередь, в конце которой я увидел про запреты на колюще-режущие предметы, в том числе ножи и даже косметические ножницы, как было написано на стене: “любые вещи, которые полиция сочтет опасными”, которые притом конфисковываются и не возвращаются. Я рисковал лишиться своего маленького ножа – но его в результате досмотра не заметили (или решили не придираться).
Капелла маленькая – но шикарная, она (вместе с криптой) стоила такой очереди, хотя созерцать ее в такой толпе, которая наблюдается там при ее скромных размерах не очень комфортно: все сидячие места заняты, можно только стоять в постоянно мельтешащем потоке народа.

Basilique du Sacré-Cœur de Montmartre была самым первым пунктом в моей программе в Париже, ее мы вместе с аргентицем Хавьером, который нашел меня на Каучсерфинге, посетили утром после Рождества, 25 декабря. Такого чарующего впечатления, на которое я рассчитывал, она не произвела – может быть, дело в пасмурной погоде и большом количестве навязчивых торговцев, которых в утренний час было больше, чем туристов. Вид в пасмурную погоду был тоже не таким чарующим, как на некоторых фотографиях. Ближайшие 19 и 20 арондисманы (например, кладбище Пер-Лашез) видны хорошо и близко – но вот центр всё-таки далековат, а высота смотровой площадки всё-таки не такая, чтобы вид был реально сверху. Хотя всё видно, если разбираешься, где что.

Там же недалеко расположена церковьSaint-Jean-de-Montmartre. Я читал, что она сделана в стиле art nouveau, хотя не могу с этим безусловно согласиться. Но церковь необычная, в чем-то душевная – Хавьер сказал, что ему именно такие церкви нравятся больше, чем пафосные официальные, в которых слишком много религии.

Остальные посещенные и увиденные мною церкви расположены в Латинском квартале.
Église Saint-Sulpice, которую сделал популярной Дэн Браун в своем “Коде да Винчи”, расположена на приятной тихой площади с фонтаном. Сидеть на площади и любоваться на фасад в почти ясную погоду мне было приятнее, чем находиться в интерьере, хотя на улице и было холодно.

Относительно рядом находится самая древняя романская Saint-Germain-des-Prés, от окружавшей которую монастыря ничего не осталось. Церковь неплохая, да еще и есть wi-fi, которым я и воспользовался. И расположена она в той части города, где наличие милых узких улочек совсем не означает большое число туристов – видимо, они все стоят в очередях в Лувр, Орсэ и на Эйфелеву башню, или находятся внутри них.

Пантеон я изначально не собирался посещать 25 декабря, поэтому когда появилось время во второй половине дня – я не догадался проверить, что он в этот день закрыт. Знаменитый купол находится на реставрации – снаружи из-за забора смотреть особо не на что. А когда пошел к нему в свой последний день (30 декабря) – поджимало время перед вылетом, меня душила жаба брать аэропорт-экспресс с большими и непонятными интервалами по железной дороге, на которой вечно что-то случается, и в сложившемся цейтноте я решил выбрать погулять по Cité Universitaire. Как выяснилось – зря, Пантеон бы мне понравился больше (хотя утверждать это наверняка – не приходится, с учетом что такого же я ждал от Собора Дома Инвалидов, но не дождался).

Рядом расположена интересная церковь Saint-Étienne-du-Mont со своей необычной башенкой, которая выглядит как минарет. Раз уж на закрытый Пантеон время было, то на нее – тем более. Но она тоже оказалась закрытой.

Ах да, еще я успел забыть про церковь Saint-Germain-l’Auxerrois – внутрь я не стал заходить, посмотрел на пламенеющую готику снаружи мимоходом, и в результате в памяти она не отложилась. Еще одна готическая церковь неподалку – Saint-Eustache, очень эффектно замыкает перспективу Старого моста, по которому я несколько раз ходил. Но до самой церкви я не дошел, видимо, потому что счел ее недостаточно интересной при изначальной планировке маршрута, и потому что не был рядом.

И еще одна забытая церковь: Madeleine. Когда я вспомнил про нее – вспомнились и эффектные впечатления от нее. Почему в памяти не осталось ее посещение – загадка.

При планировании своих прогулок я очень полагался на понравившийся мне путеводитель (а всё, что я смотрел в интернете, к церквям не отностилось), и в результате церковь Saint-Augustin оказалась мимо моего внимания при подготовке. Ее я видел 2 раза в ночное время в эффектной подсветке (когда приезжал за арендованной машиной и за рулем) и 1 раз издалека от Мадлен, и ее ждала такая же участь непосещения, как Saint-Eustache, из-за удаленности от моих маршрутов.

Ну и наконец, вроде бы это последняя церковь, про которую я успел забыть (а их уже набралось 4) – Собор Дома Инвалидов. Величественный экстерьер, разрекламированный в метро, впечатляюще хорош, но в промозглый дождь на него не насмотришься. А интерьеры внутри (которые я отметил для себя при подготовке к поездке) совершенно не впечатлили. И еще я не понял (и забыл спросить у местных), отчего в стране так ценится Наполеон – человек, конечным итогом правления которого стали чувствительные поражения в войнах.

А вот и нет, еще я успел забыть про Basilique Royale de Saint-Denis, которая находится за административными границами, в пригороде Сен-Дени. Я уже и не надеялся ее посетить, с учетом задушившей меня жабы платить евро 10 за платную трассу от Шартра до Парижа и более позднего выезда из Шартра, чем я предполагал – но и по бесплатной трассе дорога была весьма быстрой, а в аэропорт она пролегает как раз через Сен-Дени.
Парковаться весьма удобно было под торговым центром ее имени – парковка до 1,5 часов в нем бесплатная.
Скульптуры на могилах королей там действительно интересные, о посещении не пожалел (и старался не думать о курсе евро и текущей стоимости 8,5-еврового билета в рублях).
Пара слов про сам город – преобладание в нем эмигрантов действительно делает пребывание в нем не очень комфортным – но зато до него не до конца успел добраться столичный лоск, поэтому можно видеть неоновые вывески и прочие атрибуты из прошлого.

Итого 8 посещенных церквей и 5 осмотренные снаружи – для 4 дней в городе, разнообразие церквей которого не является туристической фишкой, весьма немало. Ну и наверное, это первый случай на моей практике, когда у описания 13 церквей нет ни одной фотографии (но ведь опять же, я осознанно к этому шел, так что нечего удивляться).

Сады

Поскольку посетил я Францию зимой, то отдельно касаться садов я не планировал. Но после посещения в первый день сначала сада у Palais Royal, потом сада Tuileries, и наконец du Luxembourg, которые мне понравились все, я решил, что в программу на обратном пути, если у меня будет время, стоит включить Версаль (раз уж я всё равно мимо него поеду в Шартр).
Версаль я в итоге посетил, и не пожалел.
Не думал, что на него нужно будет так много времени – с другой стороны, если на куда-то продаются билеты на 2 дня – значит там действительно можно провести целый день.
Версаль был прекрасен даже зимой – а летом он должен быть вообще непередаваем.
После рекламы Dior, когда я был очарован залом, в котором она была снята, а потом узнал, что оказывается – это Зеркальная комната в Версальском дворце, я решил изменить своим правилам и попасть во дворец (обычно я такие вещи пропускаю мимо).
Комната ожидания не оправдала – зеркала расположены под таким углом, что в них практически ничего не отражается (комната слишком вытянутая по форме). Видимо, вся прелесть в ней – в темное время суток (когда и был снят ролик), но – в темное время суток во дворец попасть невозможно.
Как обычно, в глаза бросился контраст между основными, самыми посещаемыми залами, и менее известными, вход в которые расположен в стороне от основного.
Немножко подпорчено впечатление было тем, что не вся экспозиция была доступна (не было батальных галерей).

Транспорт

В первую очередь хочется сказать, что сеть парижского метро очень ладно спроектирована. Несмотря на компактные размеры города (умещающегося в пределы Московского Третьего кольца), в городе 14 линий метро, и мне довелось проехаться на 12 из них (то есть всех, кроме 5 и 10): по 3-ей, правда, лишь по ошибке – но тем не менее.
Ранее мои познания в сетях метро больших городов (Берлине и Барселоне – Рим с его смешными 2 линиями не считается) были скромнее.
Видимо, дело в том, что за эти 4 дня я успел побывать (пусть в некоторых совсем немного) в 16 из 20 парижских округов (арондисманов), еще 3 остались у меня проездом: 10-й и 13-й на метро под и над землей, 17-й – на арендованной машине, а совсем без внимания остался только 11-й округ.
Такая разбросанность достопримечательностей – штука нехарактерная: на примере Москвы, где за четырехдневный маршрут, который бы я для себя выбрал, если бы был иностранцем, у меня выпала бы вся восточная часть центра – то есть среди 16 районов, расположенных в пределах Третьего кольца (что как раз по площади – как Париж), мимо моего внимания прошли бы 5 районов (Красносельский, Басманный, Южнопортовый, Лефортово, Таганский), а Беговой я бы посетил проездом.

Самой странной мне показалась 14 линия, которая на большом своем протяжении прорыта вдоль первой. Она сделана как экспресс – от всецентральнейшей Châtelet-Les Halles до Gare de Lyon по 14-й линии едешь без остановок, а по 1-й – с тремя.
Тем не менее, когда мне надо было проехать до этого самого Лионского вокзала (спасибо арендному агентству, подкинувшему подлянку) – я ею воспользовался.

Как и в России, с железными дорогами ситуация тяжелее, чем с городским метро (и такие же подлянки с разной стоимостью проезда за один и тот же отрезок). Я пользовался линиями В и С городской электрички RER – но имея возможность, предпочитал метро, хотя RER и быстрее. Причина – непонятная навигация и, как следствие, потерянность в пространстве.

Прочие достопримечательности

Конечно, когда речь идет о Париже – нельзя не сказать об Эйфелевой башне.
Когда 25 декабря выдался погожий вечер – в голову пришла мысль, что было бы неплохо посмотреть на город с высоты в погожее время. Однако тогда я еще понимал, что на основные достопримечательности очередь по часу.
Постояв в очереди и не дождавшись возвращения в нее Хавьера, тут-то я и принял решение, что если я и попаду на башню – то только с раннего погожего утра, потому что терять время в дневных и вечерних очередях совершенно неохота.

Следующее утро 26 декабря выдалось погожим, и я поспешил на башню. Но, в переходе метро увидел рекламу башни Montparnasse и изменил своё решение: во-первых, расстояние до центральных достопримечательностей от нее ближе, во-вторых – как известно, башня Монпарнас – единственное место в городе, с которой не видно этой (уродской) башни.
Так что я повернул на юг и не пожалел.
С земли до верхушки добираешься быстрее, чем за минуту, без необходимости заставлять себя не смотреть вниз, чтобы не бояться высоты, еще бонусы – не только вид на Эйфелеву башню (в начале записи) и центр, но и, например, на Gare de Montparnasse.

Конечно, без камеры надеяться на хорошие кадры не приходилось – но я знал, на что шел, и для глаз достопримечательности были вполне близко, даже La Defense был неплохо виден, не говоря о центре, Монмартре и т.д.

Сама обзорная площадка выглядит так:

В дождь можно не ходить через центр, а оставаться под козырьками скраю. На снимке видно, что все стороны загорожены стеклами – но для фотографов между 2 стеклами (где решетка и выше) есть пространство, где можно расположить камеру и сделать кадр без помех.
Это – 58-й этаж, самая верхушка, а есть еще 56-й этаж с рестораном и неплохой исторической экспозицией.
Помимо кадров о совсем прошлом Парижа и строительстве метро можно увидеть, например, серию снимков о строительстве Эйфелевой башни.

Это – подготовка к Всемирной выставке в XIX веке, а в кадре про подобную выставку из XX века каждый советский человек найдет знакомый для себя символ.

К этому моменту Трокадеро представлен уже в том виде, в котором он существует сейчас – хотя по моему вкусу, например, прошлое здание с 2 башнями (опять ассоциация с минаретами) мне нравится больше.

Что еще в Париже мне запомнилось?

  • 2 здания:
    • Hôtel de Ville – действительно шикарное здание,
    • Gare de Lyon – неожиданно впечатлившее меня здание вокзала. Судя по фотографиям, другие вокзалы тоже неплохи – но только этот я видел снаружи (а не проезжал мимо), и монументализм вместе с откровенной наготой скульптуры не оставил равнодушным (а вот он, как раз, на фото впечатляет не так)
  • гениальная система расшаривания wi-fi (как торрента): пользователи сети соглашаются между собой расшаривать свой wi-fi любому оказавшемуся рядом другому пользователю сети, в обмен на право подлючаться к сетям других пользователей вне своего дома. Конечно, в популярных местах получаются перекосы (к тебе подлючаются больше и чаще, чем ты) – но система работает, и это здорово.

Итого: большая программа посещения в целом выполнена – но осталось и что досмотреть (Пантеон, Триумфальная арка, музей скульптур под открытым небом, Campus de Jussieu, в конце концов – Notre-Dame de Paris, если это покажется мне интересным), и на что еще направить свое внимание, что прошло мимо при подготовке к этой поездке (сады, церковь Saint-Augustin, современный квартал у библиотеки Франции со свежепостроенным мостом, возможно и Parc de la Villette) – словом, интересных мест еще полно. Но для полноты картины лучше, конечно, посещать их лучше летом. Хотя тогда, наверное, совсем будет не протолкнуться от туристов в самых популярных местах.

Оставить комментарий

Войти с помощью: