Готические шедевры Франции: Руан, Амьен, Бовэ, Реймс и Шартр

После поездки по Испании я осознал для себя, что мне нравится готическая архитектура, после поездки по Италии – что она мне нравится больше, чем архитектура барокко и ренессанса.
Так что при планировании поездки по Франции я выбрал для себя несколько городов с готическими шедеврами из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО (и не только) относительно недалеко от Парижа для ставшего уже традиционного для меня “выезда за город”.


Руан (Rouen)

Начал я свою поездку с Руана, и ему я планировал отвести центральное место в этом туре (как городу с наибольшим числом памятников архитектуры).
Но в процессе оказалось, что я недооценил холод и оделся недостаточно тепло, а в результате мерз, пока на улице было -5.
К сожалению, это наложило отпечаток на мои впечатления.
Руан оказался вторым городом, в котором я оказался зимой и мерз, и как и Рига, он тоже начинается на букву “Р” и в русском языке записывается в 4 буквы.
Бывший 4 года самым высоким зданием мира и запечатленный на серии картин Моне, которую за день до посещения я видел в Музее Орсэ, Руанский собор обладает самым внушительным и выразительным фасадом среди всех соборов, что я видел: за счет размещения на одной линии 2 башен визуально кажется, что собор шириной 60 метров. И высотой башни за 70 метров.
К сожалению, мне не суждено было в полной мере насладиться красотой западного фасада, потому что сейчас там проходит реставрация. Поэтому (а также потому, что солнце утром светило прямо в объектив), я не стал делать снимок фасада.
Сам же собор внутри достаточно стандартен и не выделяется ничем на фоне других шедевров, которые я видел ранее, и других соборов из этой поездки.

Сам же старый город наполнен милыми фахверковыми домами с вкраплениями более позднего периода, также в нем выделяется церковь памяти Жанны д’Арк рядом с местом, где ее казнили, необычной архитектуры XX Века постройки.
Улочки бывают широкие и узкие, пешеходные и автомобильные, много домов с острыми углами стен или покосившиеся, особенно милым мне показался этот узкий пустынный переулок сбоку от одной из основных туристических троп.

Эх, зря я всё-таки решил, что без свитера мне будет вполне комфортно, потому что со свитером я вроде как должен не замернуть в минус 20.

Еще из интересных объектов в Руане я отметил для себя подъемный мост Гюстава Флобера (его я осмотрел проездом издалека) и большие часы (Gros-Horloge), очень детальную копию которых я видел опять же за день до этого в Cité de l’Architecture et du Patrimoine в Париже. Еще две церкви, которые я планировал посетить (Abbaye Saint-Ouen и Saint-Maclou), несмотря на воскресный день, были закрыты – или я не там искал вход?

Руан – центр прибрежного региона Верхняя Нормандия, Британия уже совсем близко, поэтому с английским здесь в среднем лучше, чем в других регионах, я даже видел праворульную британскую машину – что, правда, не мешает, ресторану на соборной площади не иметь меню на английском.

Амьен (Amiens)

Дальше мой путь лежал в Амьен – центр земли Пикардия, в которой регистрируют арендованные машины (в Германии в этой роли выступает Гамбург).

Амьен выглядит совсем по-другому – исторический центр застроен низкоэтажными, но достаточно современными домами (видимо, из-за разрушений в мировые войны), которые вида не портят и выглядят вполне приятно. На первом снимке записи – не только Амьенский собор, но и пример современного амьенского дома.

Собор мне показался более приятным и интересным – во-первых, внутри больше объяснений, что к чему, во-вторых, больше необычных интересностей – например, многоцветная скульптурная галерея в деамбулатории. Под ней – цветная роспись по мрамору.

В Средние века и статуи на фасаде были цветными, на чем построено световое шоу, которое проводится на центральном (западном) фасаде собора летом и в рождественский период. Собственно, порядок прохождения маршрута был выбран именно с тем, чтобы застать это шоу в Амьене.
К сожалению, шоу получилось достаточно затянутым. Единственная сюжетная линия наблюдалась на площади – люди сначала стояли как можно дальше от собора, чтобы вся картина была видна целиком, а потом начали подходить ближе, потому что хуже от этого зрелище не стало.
Многие не выдерживали однотипного зрелища и покидали его, в их числе в конце концов оказался и я.

Амьен мне очень понравился.
Помимо интересного собора на впечатление повлияли:

  • большое число обустроенных пешеходных улиц в центре, по которым приятно гулять,
  • теплый туристический центр на соборной площади, с хорошим расписанием и указателями к нему, по которому его легко можно найти. Помимо возможности отдонуть в тепле, что актуально зимой, сходить в туалет и т.п. в нем есть интересная штука – 3D визуализация собора (см. фотографию ниже и подпись к ней). Если подписи не понятны: суть в том, что нужно взять бумажный планшет и повернуть его к экрану. Экран воспринимает сигнал и воспроизводит собор под тем углом, под которым наклонен планшет (см. фотографию под списком). Главное – чтобы сигнал от планшета был в кадре, иначе картинка собьется.
  • очень интересный музей Жюля Верна. Фотографировать в нем нельзя, но в этом особняке в стиле Art nouveau я увидел много интересных и прекрасных штуковин,
  • система каналов в районе Saint-leu, благодаря которой Амьен можно смело назыавть французской Венецией. Эту часть города я застал в темноте, но всё равно мне показались очень приятными и милыми острые углы стрелок, узкие каналы, набережные и отражающаяся вода. Особенно здорово смотрятся частные мосты, когда дома расположены на другой стороне от улицы, и чтобы выйти из дома, нужно перейти реку. На одной Rue du Don (в 100 метрах от собора) я насчитал 9 мостиков на протяжении 50 метров.

Только проездом я увидел (также в темноте) церковь в честь местного Saint-Honoré, построенную в 1950-60-е гг., необычной архитектуры (Art deco?) и необычной колокольней. А вот самая южная беффруа из франко-бельгийского списка в 56 единиц, входящего отдельным объектом в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, впечатлила не особо (интересное вроде здание – но без изюминки, особенно если посмотреть, какие интересные ее собратья по списку).

Если на вылазку из Парижа есть только один день – я бы однозначно порекомендовал Амьен (особенно летом). Близкое расстояние (ближе, чем Руан, Реймс или Шартр), интересный и необычный собор, приятный центр, интересный музей Жюля Верна и романтичная система каналов – всё говорит в пользу этого города.

Бовэ (Beauvais)

Собор в этом городе обладает самыми высокими нефами в мире, он, как и сиенский, претендовал на звание самого большого в мире, но не был достроен (в данном случае – из-за разрушения).
Поскольку мне было по дороге, я решил заехать и посетить его (потом я даже решил заехать посетить резиденцию Шантийи (Chantilly), но это уже отдельный разговор). Риск разрушения сохранился и сейчас – в соборе стоят несколько внушительных распорок, что, конечно же, портит впечатление.
Масштаб высоты, честно говоря, после двух тоже немаленьких соборов в предыдущий день (у собора Бовэ – 48 м, Амьена – 42 м, Руана – 28 м) не почувствовался. Зато тяжело было рассмотреть хваленую коллекцию витражей начиная с XII века.

Холодным декабрьским утром понедельника (уже утепленный, чтобы не повторять вчерашних ошибок) я был единственным посетителем собора практически всё время.
Еще одна фишка собора – астрономические часы, в обычном режиме бьют интересно, но не особо, а дожидаться экскурсии по ним, проходящей несколько раз в день, я не стал, а поехал дальше.
Можно еще сказать, что как и в Амьене, туристический центр в Бовэ расположен на соборной площади – но нашёл я его больше случайно, указатели на него если и есть, то не очень заметные.

Реймс (Reims)

Название этого города, относящегося уже к провинции Шампань-Арденны, во французском языке произносится как Ра(н)с.
Его собор, место коронации королей, внушает экстерьером, но внутри, кроме красивых витражей в трансепте и витража авторства Марка Шагала, ничего особенно интересного нет. Есть один совсем современный витраж XXI века, но этот стиль я совершенно не понимаю.
Еще одна не самая приятная вещь – прихватизированный статус части двора, из-за чего нормально рассмотреть, например, южный фасад не представляется возможным.

Вместе с дворцом То (Tau), который я совершенно не понял, в состав объекта всемирного наследия входит романская Basilique Saint-Remi, которой скоро 1000 лет.
Она интересна как снаружи (и с западного фасада, и с востока – было очень необычно смотреть на вроде бы похожую на готическую апсиду – но совершенно без контрфорсов) так и изнутри (вроде бы и базилика (хотя реально всё-таки крестообразный храм) – но тем не менее архитектура интересная, а приделы в трансепте я не могу вспомнить, чтобы когда-либо видел ранее).
Словом, я совершенно не пожалел, что предпринял 1,5-километровую в одну сторону прогулку в дождь к базилике (машину не хотел перепарковывать), она впечатлила меня больше, чем готический собор.

Если шампанское, которое первым делом приходит в голову, когда слышишь название региона Шампань-Арденны, мне не интересно, то вот тему с реймсским печеньем я как-то упустил.

Шартр (Chartres)

Расположенный в совсем другой части от Парижа, Шартр не входил в мой изначальный маршрут, но когда в нем появилось окно на пути обратно в январе – я знал, чем интересным можно себя занять.

Наверное, Шартрский собор впечатлил меня больше всех из увиденных.
Во-первых, очень необычное сочетание романской и готической башен, не так впечатляющее на фотографии, как вживую.
Шартрский собор – не просто памятник архитектуры, а памятник истории архитектуры, по которому видно, как зарождался готический стиль.

Западный фасад Шартрского собора

Этим особенности архитектуры собора не ограничиваются – у него целых два портика (северный и южный), которые в совокупности с западным фасадом вмещают целых 9 порталов с бесчисленным количеством скульптур на каждом портике и портале. Ранее встречать портики у готических храмов мне не приходилось.

Южный фасад Шартрского собора

Но и это еще не всё!
На востоке к собору пристроена капелла святого Пьята, которая со своими округлыми башенками выглядит скорее как гражданское, нежели религиозное строение. Ну и опять же – мне не приходилось ранее видеть, чтобы к апсиде в качестве капеллы пристраивали отдельно стоящее здание.

Если же перейти к интерьеру, то благодаря “друзьям шартрского собора” по нему расставлено много светящихся табличек, которые рассказывают не только непосредственно о какой-то части, но и дают общую информацию о соборе (например, к каким векам относятся какие витражи), истории его реставрации и т.д., в том числе на английском языке.

Сами витражи, особенно расположенные в верхней части, смотреть неудобно – но в находящемся рядом Международном центре витражей (Le Centre International du Vitrail) доступны их копии с подробным описанием, что к чему, и в более удобном ракурсе (что делает город похожим на Кириллов, где оригиналы иконостаса собора хранятся в музее, где их можно рассмотреть с близкого расстояния в удобном ракурсе, а в самом соборе – их копии на первоначальном местоположении).

В музей я изначально заходить не планировал – но город меня воодушевил, и я решил посетить его.
Старый город расположен на возвышенности, в результате он несколько изолирован от нынешнего центра, расположенного ниже.
По нему расставлены карты местности с указаниями основных достопримечательностей, а также указатели на туалеты (один из которых – как раз в музее витражей).

Итого по Шартру – приятный для посещения город.
Единственное – жаль, что в зимний период еще одна видная достопримечательность, La Maison Picassiette – мозаичный домик, похожий на творения Гауди, в зимний период закрыт.

Заключение

Под конец тура Шартрский собор своей необычной архитектурой освежил мой опыт лучшего в готике – но в целом французские соборы не дотягивали до того уровня, что я видел в Севилье или Толедо.
И это неудивительно.
Всё-таки если не разрушения, то разграбления в период мировых войн дают о себе знать.
Посмотрим, какой уровень покажут немецкие и английские соборы, которые толком или даже совсем еще не видел.

Оставить комментарий

Войти с помощью: