Амстердам: общие впечатления

В этой записи отражено всё, что не касается произведений амстердамской архитектурной школы.


Ракурса с заглавной фотографии на самом деле не существует – знаменитые буквы I amsterdam повёрнуты в сторону площади, а не в сторону музея.

Атмосфера и транспорт

2 слова в один заголовок объединены не случайно – то, как приятно дышится в центре, во многом определяется транспортом. А именно – тем фактом, что в центре практически не встретить автобусы – только трамваи. Автобусы работают только по направлениям центральный вокзал-аэропорт (пересекая центр) и вокзал-отдаленные районы (по краю центра).
И то, что над центром расположена одна из глиссад аэропорта (если простым языком – что самолеты садятся над центром), никак не мешает, а наоборот добавляет интереса (конечно, если не живешь под глиссадой).

В Амстердаме с давних времен, когда еще большинство было неграмотным, прижилась традиция обозначать трамвайные маршруты не только номерами, но и квадратными пиктограммами, составленными из 5 возможных цветов (белый, красный, желтый, зеленый, синий). При желании на фотографии можно разглядеть пиктограмму.

Порадовало метро, которым я воспользовался 1 шальной раз ради интереса (потому как оно охватывает только очень небольшую часть центра, а в основном проходит по окраинам). Но благодаря тому, что линии построены по трамвайному принципу (одними и теми же рельсами может пользоваться несколько линий), при движении от центрального вокзала паузы минимальные (потому что обслуживаются сразу 3 линии), в отличие от трамвая с его паузами.

На вестибюлях станций размещены старинные карты местности с подписями, что к чему.

А так выглядит название станции на стене.

А еще названий станций выгравированы на сиденьях вагонов.

Но есть и малоприятные моменты в транспорте:

  • при попытке купить железнодорожный билет в город в терминале в аэропорту на экране видишь большую кнопку “Я хочу в Амстердам!”. Изначальный смысл наверняка был в том, чтобы облегчить поиск нужной опции – но в результате предлагается более дорогой билет (видимо, до центрального вокзала) по сравнению с билетами на промежуточные станции (на одну из которых надо было мне). Кроме того, под соусом выпуска одноразовой чип-карты разовый билет для неграждан сделан очень дорогим (по сравнению с таким же разовым билетом, но записываемым на карту гражданина Нидерландов),

И раз уже первая часть подзаголовка называется «атмосфера», нельзя не упомянуть про переменчивую амстердамскую погоду. Близкая Атлантика влияет таким образом, что самой характерным описанием погоды на день в Амстердаме является «солнце, шквальный ветер, ливень». Мрачные тучи могут сменять малооблачное небо по нескольку раз за день, а про ветер мне один из местных сказал, что у амстердамцев нет зонтов, потому что они часто ломаются. Поскольку в Амстердаме я был весной, то поначалу я удивился, почему местные так тепло одеты, в то время как при свете солнца по температуре практически лето. Потом стало понятно – потому что ветер ближе к вечеру из «почти лета» сделал «почти зиму».
Из-за ветра удивительно, почему в городе размещаются фонтаны. Может, конечно, это специальный прикол такой с проверкой на внимательность, но регулярные окатывания водой – это вообще неприкольно.

Музеи

В Амстердаме большое разнообразие музеев, но я посетил только 2 из них (если не считать музея Амстердамской архитектурной школы) – Амстердамский исторический музей и музей каналов Амстердама в Доме каналов (Het Grachtenhuis).
Знатоки города отметят, что я не посетил ни один из музеев знаменитой музейной площади. На то – несколько причин. Во-первых, я не большой фанат живописи (которым эти музеи посвящены). Во-вторых – большинство интересных музеев собирают большой ажиотаж, и если при нехватке времени не хочешь провести его в очереди – на каждый день получается не более одного музея.

Амстердамский исторический музей реализует интересный пример freemuim-модели. В крытом холле расположена картинная галерея, картины размещены на уровне второго этажа, ее посещение бесплатно. А платные посетители музея имеют возможность лицезреть картины на уровне своих глаз с подсказками (правда – с противоположной стены, то есть неблизко).

Музей обладает большой коллекцией разнообразной информации об истории города, представленной совершенно различными способами, и претендовал бы на звание лучшего городского музея – но неудобство навигации по нему не позволяет поставить его выше Гентского музея, посещенного за день до этого.

Про музей Het Grachtenhuis я узнал вечером первого дня на музейной площади, в списке 10 вещей, которые нужно обязательно сделать в Амстердаме. Почитав информацию и отзывы про музей, в него я и решил отправиться в начале второго дня.
В результате я посетил прекрасный частный музей XXI века и не только увидел необычные, интересные и доступные формы подачи исторической информации, на фоне которых простая модель древнего города кажется слишком скучной, но и узнал то, что в других местах на глазах не попадалось: например, что расширение города при строительстве каскада из 3 каналов происходило в 2 этапа. Дело в том, что сразу переварить такое увеличение площади и длины окружающей его стены город не мог, поэтому сначала была построена западная часть (в районе Jordaan), а уже потом, на доходы от расширения, город занял пространство к югу и востоку от своего изначального местоположения. Это я узнал из зала, где была смоделировано заседание видных людей города XVII века.

Необычность заключается, например, в мультфильмах, снятых про исторических персонажей, связанных с каналами Амстердама и домом, где располагается музей.
DSCF1365.JPG

Или в форме сада, показывающей вид сверху на кварталы между каналами.
DSCF1354.JPG

И не только. В одном из залов ходишь по песку, в другом – видеоинсталляция-модель самого дома с рекурсией, где зрители наблюдают за зрителями, наблюдающими за миниатюрной видеомоделью.

Музей амстердамской школы достоин отдельной записи – но судя по развитию событий и смене приоритетов, не понятно, когда я ее напишу (и напишу ли в ближайшие годы).

Церкви

Амстердам – город порока и разврата, но если наследие прошлых веков берегут, а не разрушают – то без церквей никуда.
Но это по-своему символично, что Старая церковь (Oude kerk) расположена посреди квартала красных фонарей, и попасть к ней, не увидев ни одной проститутки, может, наверное, только слепой.
В наши дни церковь превращена в музей с платой за вход (наверное, вне времени служб), и для повышения интереса посетителям дают такой план.
DSCF2186.JPG

Справа от входа расположена малоизвестная комната, в которую никто не ходит, но тем не менее обозначенная на плане. Там я даже посидел в исторической обстановке: стулья не были огорожены, и я решил, что можно – а потом меня начала мучать совесть, что я не сообразил без подсказки, что вообще-то на исторической мебели сидеть нельзя.
DSCF1303.JPG

Хочется выделить еще одну церковь, не самую очевидную – католическую церковь святого Николая (Sint Nicolaaskerk), расположенную напротив центрального вокзала. В ней можно с интересом провести время, рассматривая купол и интерьеры.

Архитектура и мосты

Если попытаться охарактеризовать архитектуру Амстердама одним словом – это будет слово “увлекательная”. Даже если не брать в расчет амстердамскую архитектурную школу, которой я посвятил почти полный второй день поездки, куда ни пойдешь – всё время хотелось свернуть дальше и посмотреть еще что-то неожиданное в стороне от маршрута.
И это были не фирменные старые маленькие домики на берегу каналов – они-то как раз достаточно однообразные. И еще не подсвечиваются ночью. С этим был связан некоторый облом, когда поездку по каналам я запланировал по давно опробованному правилу на время заката – чтобы посмотреть город и в светлое, и в темное время суток. Так вот, большую часть времени была ночь, и не было видно практически ничего.

А еще во время поездки моё внимание было обращено на отсутствие оригинальности у видного архитектора Питера Кёперса, из-за чего многие туристы путают Центральный вокзал и Королевский музей. Здание театра на Leidseplein построено всё в том же стиле, но меньшего масштаба (его можно увидеть на фотографии с трамваем и самолетом вверху).
DSCF1379.JPG

На левой башне – не циферблат, как можно было подумать, а указатель направления ветра (флюгер?)

Что касается мостов, то я надеялся увидеть разведение мостов разных типов в Генте – но пробыл там слишком мало времени, чтобы увидеть хоть одно. Зато увидел в Амстердаме, где с разными типами тоже всё в порядке, а количества – гораздо больше.

Еще одна достопримечательность, которую не отнесешь ни к музеям, ни к церквям, ни к архитектуре – это бегинаж (монастырь бегинок). Несмотря на то, что при попытке вбития запроса “бегинаж” первая предлагаемая Яндексом подсказка – это “Амстердам”, в Амстердаме – совсем не интересный бегинаж по сравнению с тем, что в Брюгге (в Мелехене, Лёвене и Генте в них не был). Все эти бегинажи включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО единым объектом.

Какающие собачки

Ну и напоследок – амстердамские примеры разнообразия знаков запрета выгуливания собак и их испражнения.

  1. в районе шоссе Свободы (Vrijheidslaan)
    DSCF1436.JPG
  2. Meerhuizenstraat
    DSCF1448.JPG
  3. Merwedeplein
    20150507_170941.jpg

В записи про Киндердейк и Барле – еще по 2 примера из каждого городка.

Оставить комментарий

Войти с помощью: