Эта запись обновила рекорд ожидания от появления материала до его публикации, доведя его до 1,5 лет. После поездки в Берлин накопилось такое нереальное количество материала по его музеям, что если до уличных экспозиций (видимо, ввиду популярности необычного формата в городе) руки дошли, то вот материалы классических музеев так и не были обработаны. Лишь сейчас, в преддверии очередного посещения города и визита в новые музеи, после рождения концепции “1 фотография на музей”, выкладывание записи про музей стало обретать реальные черты.
Неудивительно, что именно с Берлином сложилась такая ситуация – больше нигде (если не считать Москву) я не посещал столько музеев (если поделить на количество проведенного в городе времени – то Берлин вне конкуренции), и неслучайно одним из объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Берлине является Музейный остров. С него и начнем.
Как станет понятно к концу записи, времени на посещение музеев Берлина у меня и так ушло вагон, так что на Музейном острове я посетил далеко не все музеи, а ограничился субъективно самыми интересными.
В Пергамском музее меня больше всего впечатлил не Большой алтарь (главный экспонат музея), а реконструкция въездных ворот и еще один портал, заставивший вспомнить про Петру, в которой я не был.
В Музее Боде впечатлили как собрания христианские мозаики, так и деревянные и металлические скульптуры, и гигантская коллекция монет. Снимок, как мне кажется, красноречиво говорит сам за себя даже тем, кто не знает ни английского, ни французского.
В Бранденбургском музее, более известным под названием Märkisches Museum, помимо машины для просмотра фотографий, крутящихся по кругу, впечатлило несколько макетов Берлина разных времен.
Тогда я думал, что это и есть Stadtmodelle, расположенное в соседнем здании.
А еще меня впечатлил магазин при музее, где я купил целых 3 издания, что на меня обычно совершенно не похоже.
На снимке – на переднем плане Nikolaiviertel, в центре – не уцелевший и восстанавливаемый дворец.
Далее мой путь лежал в Немецкий исторический музей.
В нем я провел целых 4 часа и провел бы больше (в новое здание музея я даже не заходил, отложив его на несостоявшееся потом), если бы он не закрывался, побив свой рекорд посещения одного музея – в Эрмитаже мои ноги столько не выдержали и я закончил досрочно.
Конечно же, из такого многообразия материалов сложно выбрать один для иллюстрации.
Так что приведу макет дворца гитлеровского времени, который должен был стать доминантой города после перестроения его тогдашним несбывшимся планам (аналогия Дворцу Советов, непостроенному в Москве).
Также запомнилось композиционное решение для зала времен разденной на ФРГ и ГДР Германии.
Посреди зала – стена, по разные стороны от которой располагаются материалы на одни и те же темы для 2 немецких государств. В момент объединения стена заканчивается.
Для музея ГДР позволю себе отступление, разместив 1 фото и 1 видео.
Этот музей – действительно самый необычный из всех посещенных.
Он себя так и позиционирует, что все экспонаты можно и нужно трогать и т.п.
Помимо самого любимого своими владельцами автомобиля “Траби”, который из-за продолжительности владения становился членом семьи, стендов с поцелуями Горбачева и Хоннекера запомнилась экспозиция, посвященная нудизму.
Как можно узнать из музея, нудизм был протестом населения против одинаковости, навязываемой властями.
А на видео изображено, как проходили голосования в ГДР. Очень похоже и на нынешнюю Государственную Думу РФ.
Еще я хочу разместить здесь упоминание про брошенный парк развлечений Spreepark времен ГДР, ставший одним из музеев под открытым небом.
Начитавшись интернета, я купил себе билет на экскурсию по парку на немецком языке (из которой я практически ничего не понял), являющаяся единственной легальной возможностью попасть в парк.
Другое дело, что по ходу экскурсии то и дело встречались нелегалы, которые почти как один носили светоотражающие жилеты, и ни одного полицейского.
В январе 2015 года я во второй раз посетил Берлин, и запись получила продолжение.
Главной точкой культурного интереса для меня в этот раз была Stadtmodelle.
Выставка расположена в здании государственного учреждения, в котором никто никого не проверяет, и пока я шел в туалет не через экспозицию, а окольными коридорами – я мог зайти куда угодно по пути.
В выставочном зале реально расположено несколько моделей – 1 актуальная в горизонтальной плоскости, другая актуальная – практически на стене (угол градусов 60, наверное, чем они отличаются – уже и не помню), и еще одна модель времен позднего ГДР. Интересная тактильная модель для слепых (которые достаточно распространены в Германии, пример: Магдебург или Вернигероде) была закрыта, также не было большого макета телебашни.
Главный вывод, который я сделал по итогам просмотра этих моделей – я еще мало знаю Берлин, несмотря на то, что его карта уже 1,5 года висит у меня на стене.
Там я оказался в пятницу утром, и в начале 11-го был единственным его посетителем. Первые визитёры помимо меня пришли через полчаса, когда я уже заканчивал осмотр.
А еще один музей, если так его можно назвать, расположен в торговой галерее «Алекса» – это галерея миниатюр Loxx, главной изюминкой которого, если верить рекламным материалам, является миниатюра Берлина.
По факту посещения могу сказать, что это рекламный трюк – изображен не Берлин, а только некоторые его части.
Ракурс для фотографии, изображенный на билете, где девочка смотрит через Бранденбургские ворота – недоступен для посетителя.
Рекламируются взлетающие и садящиеся самолеты – на деле же они просто катятся по наклонным дорожкам. Детям, может быть, это будет интересно, но взрослым ожидаешь большего от рекламы «Только у нас – взлетающие самолеты!»
Есть стандартные для подобных мест смена дня и ночи, гроза, конкретно здесь можно еще удобно посидеть в мягком авиационном кресле (только в отличие от железной дороги, тоже стандартной штуки для миниатюр), в аэропорту мало движухи и смотреть редко есть на что.
Итого: если есть с чем сравнивать (например, с гранд-макетом «Россия») – эта миниатюра показалось неинтересной. Да и цена в 13 евро кажется неоправданной.