Автомобильный транспорт
Для разбавления длинной записи с кучей текста – для начала фотографии автомобильных номеров Берлина.
По всей Германии используется специальный шрифт, усложняющий подделку (чтобы избежать штрафов с камер), поэтому буква «О» и цифра «0», как и в компьютере, пишутся различным начертанием.
Этот шрифт не стесняясь себе взяли с 2008 года в Узбекистане – а в России, только сейчас массово внедрив камеры фиксации нарушения ПДД, о легкости подделки автомобильных номеров не задумывались.
За дополнительные деньги можно организовать себе номера на выбор. Самая популярная опция – серия «MW» с регионом «B» у владельцев БМВ, встречавшаяся неоднократно. Есть подозрение, что на всех желающих 9999 номеров не хватит.
В старых номерах (до перехода на единый евросоюзовский образец) шрифт был попроще, но в-основном было всё то же самое.
Номеров с большим числом нулей здесь нет, красота достигается тем, что лишние нули не пишут (то есть нет 0001 – есть просто гордая единичка).
Номера дипломатических миссий по новому образцу не выделяются цветом (как, допустим, в России), а имеют код региона 0. На фотографии – автомобиль южнокорейского представительства (странно, что не корейский).
Что касается автомобилей и пробок, то для исследования центра города (после испанской поездочки) использовать машину я не рискнул, перемещался на общественном транспорте, а машину брал для исследования окраин города (как, например, Кёпеник или этнографическая деревня-музей) или для вылазок за город (Потсдам, Магдебург, Кведлинбург, Вернигероде).
В самом городе, как я ни старался, пробки я всё-таки испытал, хотя в целом их уровень был достаточно терпимым.
Неприятным сюрпризом оказались сами знаменитые немецкие дороги – в Берлине я то и дело по привычке уворачивался от не самым лучшим образом сделанных люков (хотя машина арендованная, ее можно и не беречь), качество автобанов, несмотря на отсутствие ограничений по скорости – хорошее, но не отличное.
Проехаться по автобану мне довелось – правда, больше 200 км/ч на новой Opel Astra мне было двигаться страшновато. И что интересно, на участке Потсдам-Магдебург трассы Берлин-Ганновер можно ехать без ограничений по направлению из столицы – а вот в обратном всё время стоит то 120, то 130.
И еще непривычно было видеть неосвещенные автомагистрали, хотя машины что встречные, что попутные всегда были, и дальний свет при ночном возвращении в Берлин включать не пришлось.
Общественный транспорт
На станции метро, называемого в Германии U-bahn, по имени Klosterstraße , построенной в 1913 году, на стенах представлена историческая экспозиция трамваев и вагонов метро, а в конце станции – фрагмент старого поезда «живьем». Само название, кстати, выполнено в пореформенной орфографии – как Klosterstrasse (хотя в интернете, если хочешь найти информацию, нужно писать по-старому).
Про развитость общественного транспорта в Берлине сказано и написано многое, я опишу свои личные впечатления.
Конечно, скоростные трамваи и система оплаты за поездку в одном направлении без разницы по числу пересадок – это круто, но далеко не всё так гладко.
Система транспорта рассчитана на местных и интересы туристов не учитывает (типа пусть «гости столицы» переплачивают, раз посмели понаехать).
Начнем с того, что карточкой оплатить проезд можно только специфической (обычные Visa или Mastercard не подходят, подавай JBC или Diner’s club).
Приходится иметь для оплаты проезда мелочь – купюры крупнее 10 евро просто не подходят для оплаты, а мелкие 5 и 10 – не всегда понятно, куда вставлять в автомат (то ли для купюр просто отверстия нет, то ли я на всех автоматах мог его найти).
А после того, как для транспорта я обзавелся стратегическими 2-евровыми монетами (такими же стратегическими, как 50-центовые монеты для туалета, кроме которых оплатить автоматические туалеты ничем нельзя), автомат на станции выплюнул подряд 3 мои монеты (и покупай как хочешь), а на другом конце станции – недюжинная очередь, потому что автоматов очень часто не хватает. Так что без преувеличения простая покупка билетов на транспорт зачастую становилась целым квестом-событием, растягивающимся по времени.
И это еще не говоря о том, что сам проезд стоит дороговато (минималка в 3 остановки под землей или 5 остановок над землей – порядка 50 рублей, одна простая поездка – уже 96 рублей). Дневные проездные порядка 250 рублей, конечно, выручают, но выгодны только при активном перемещении именно транспортом, а не пешком.
Что касается навигации в метро, то при московской привычке в Берлине теряешься. У нас, попадая на любую станцию метро – ты знаешь, в какую сторону тебе ехать дальше. В Берлине же нужно знать конечные станции (или догадаться по направлению движения, если помнить все повороты), чтобы догадаться, куда нужно повернуть. Как максимум – знать все промежуточные станции, потому что если поезд идет не до конечной – и не знаешь, садиться ли на него или не стоит. Здесь – плюс Москве.
Ну и еще пара эпизодов с городской электричкой S-bahn.
Прилетев в четверг вечером в аэропорт, я предпочел не ехать в центр города на автобусе – а слезть на ближайшей пересадке и воспользоваться электричкой. Для таких перемещений цена в 96 рублей за всю поездку, конечно, кажется хорошей (из аэропорта до нужной точки в городе) – но только для таких длинных.
Номинальный интервал между поездами в это время – 10 минут. Вышел из автобуса я прямо перед отъездом поезда, время ожидания на табло – 13 минут. Однако по мере приближения нужного времени электричка всё не хотела приходить – в итоге время ожидания составило 18 минут, состав приехал переполненный, и я предпочел еще 2 минуты подождать, чтобы поехать на следующем полупустом.
Теоретически проходящие через север центра города по эстакадам поезда можно использовать как экскурсионный транспорт, что я и решил сделать, когда ехал от Alexanderplatz в парк Plänterwald. Так, мне показалось, будет интереснее, чем ехать обыденным маршрутом на метро по той линии, по которой я ездил почти ежедневно.
Однако сюрприз ждал меня позднее.
На схеме линия S-bahn обозначена именно линией, что для любого знакомого с транспортом человека означает, что поезда (за редким исключением) ездят от одной конечной до другой.
На практике же оказалось, что от Alexanderplatz все поезда идут на восток только 2 остановки до восточного вокзала (Ostbahnhof), оттуда поезда идут только одну остановку (!) до Warschauer strasse, и то только раз в 15 минут и не понятно с какой платформы, и только там, после очередной пересадки, я смогу доехать до нужной мне станции Ostkreuz.
Стало понятно, что в нужные мне сроки я добраться до парка не успеваю, поэтому мне ничего не оставалось, как взять такси, которое по таксометру за несколькокилометровую поездку обошлось в 20 евро (хотя, может, водила что-то и намухлил, потому что потом вроде как из жалости дал мне 2 евро сдачи).
Так что с тех пор S-bahn я обходил стороной и днем в пятницу возвращался в аэропорт строго автобусом через весь город (пробок не было, получилось достаточно быстро), хотя и классическим метро (U-bahn) я испытывал проблемы, про которые написал выше.
Что касается быстрых трамваев (metrotram), двигающихся по выделенным полосам – да, ездят они действительно достаточно шустро, но вот указатели времени прибытия поезда на станции, увы, лишь наглядно оформленное расписание, не имеющее обратной связи от реальности, потому что если поезда задерживаются – минуты на табло сначала будут уменьшаться, потом будет гореть, что «поезд отправляется!», и наконец трамвай типа уйдет, и на табло загорится интервал до следующего поезда. Но вообще штука полезная чтобы быстро узнать интервал движения в данное время суток, даже не заходя на остановку (сделанную зачастую посреди автодороги) – 5, 10 или 20 минут. Так, допустим, видя, что следующий трамвай после реально отхода предыдущего предполагается через 18 минут, я естественно поспешил найти альтернативный маршрут.
Один раз, кстати говоря, я ехал 3 остановки с 3 пересадками. Тактика удалась – мой прямой поезд предполагался лишь через 11 минут, рельсы всё равно одни, поэтому проезжая по остановке на разных маршрутах в нужном мне направлении, я в конечном итоге добрался до цели быстрее, чем если бы ждал прямой трамвай. Один раз мне пришлось на развилке пройти минуту на другую сторону до нужной мне остановки – на двух других остановках я просто выходил из и заходил в приезжающие трамваи, а ориентировался – по табличкам с маршрутом движения сбоку.