Мехелен – еще один город Бельгии, который изначально не стоял в моих планах – как и Лёвен, из которого я торопился попасть в него (а потому провёл в последнем только 40 минут).
Причем если Лёвен я достаточно быстро утвердил в маршрут – то насчет Мехелена сомневался, потому что единственное, что меня привлекало в этом городе – это карильон, расположенный на верхушке башни-беффруа со смотровой площадкой. А еще один большой и известный карильон мне предстояло увидеть следующим утром уже в Брюгге, куда я направился дальше.
В итоге я решил, что колоколов в мехеленском карильоне сильно больше, так что стоит заскочить туда (тем более что сумки можно оставить в камере хранения, а с всефландрийской компанией De Lijn проездной на день действовал во всех 3 городах Бельгии, где я в тот день пользовался автобусами). И в результате – я не прогадал, потому что если бы я посетил карильон и беффруа только в Брюгге – моё впечатление от всей затеи было бы существенно хуже, чем осталось в реальности.
Это – достаточно баянный кадр мехеленского собора святого Румбольта (по-фламандски – Sint Rombout), который снимает практически каждый, оказавшийся в башне. Тем не менее, такой необычный ракурс на орган и витражи был еще одной причиной, почему я всё-таки решил посетить Мехелен.
Причем система просматриваемых пространств на этом не заканчивается – с более верхнего яруса видно и нижний, и орган в соборе.
В кадре видно часть экспозиции – что в Мехелене, что в Брюгге промежуточные этажи отданы под достаточно интересные материалы.
А из собора это всё видно вот так (в нижней части кадра – трубы органа):
Попасть на башню я торопился потому, что ее посещение ограничено группами по 20 человек, сеансов совсем немного – раз в 15 или 20 минут, а памятуя о случаях в Барселоне, когда в нужное время мне попасть не удавалось, или в Армении, когда я успел отхватить последний легальный билет на сегодня (на последний рейс канатной дороги), я решил не медлить с башней.
Поначалу я думал, что зря – как мне сказал кассир, полностью билеты распродаются разве что в дни школьных каникул и иногда по выходным, я же оказался в Мехелене в понедельник.
Но в итоге – я оказался прав.
Во-первых, подъем на высоту почти 100 метров по более чем 500 ступеням занимает немало времени.
Во-вторых, смотровая площадка, экспозиция и карильон – тоже.
Так что обратно в собор я спустился уже тогда, когда он был закрыт для входа (вход на башню – внутри собора).
Но об этом – во второй части записи, а сейчас вернемся к башне.
Мехеленская башня мне понравилось больше Брюжской всем.
Во-первых – продуманная система навигации, для подъема и для спуска используются разные лестницы, в результате – потоки не пересекаются.
Во-вторых, конечно же виды с башни.
В Мехелене смотровая площадка где-то на 50% выше, чем в Брюгге – соответственно, видно с нее гораздо дальше.
Причем благодаря географическому положению города и погоде мне было видно и Брюссель, и Антверпен, между которыми он расположен.
Вот вид на юг с Атомиумом вдалеке, одной из самых известных достопримечательностей Брюсселя.
А в панораме на север самая высокая точка (если не считать радиомачты) – колокольня уже Антверпенского собора (справа).
Народу на башне практически не было, так что по башне я пошастал в своё удовольствие.
Единственное – пропустил непосредственно бой курантов.
Так что когда на следующий день пошёл на штурм башни в Брюгге, я уже специально нацеливался на смену часа, и когда подходило время, занял стратегическое место для съемки обзора, мня себя более опытным туристом, чем те, кто забирался на башню вместе со мной (и, вероятно, делал это с подобными башнями в первый раз).
Хотя впечатлений бы наверное больше осталось от зала с колоколами.
Видео получилось достаточно скучное и однообразное – тихий бой колоколов вдали слышен со второй минуты.
Слово “штурм” по отношению к башне в Брюгге я употребил потому, что Брюгге переполнен туристами и, как мне сказала хозяйка дома, где я остановился, очереди на башню – нормальное явление.
Так что я встал с утра пораньше (по-моему, в 7 утра я уже принял душ и принялся за завтрак), через парк и бегинаж прогулялся к вокзалу, где оставил свои вещи в камере хранения (еще один неочевидный, но сэкономивший мне потом времени ход) и к 9:30, когда начинается запуск посетителей, подтянулся на главную площадь города.
Точнее, я немножко припоздал – так что начал испытывать опасения, а успею ли я попасть в число первых 70 посетителей в этот день (именно этим числом ограничивается человеческая масса, и далее следующий посетитель заходит после того, как выходит предыдущий, длительность, как и в Мехелене, не ограничена).
Успел – и за мной еще несколько человек тоже успело.
Пока стоишь в очереди за билетом – рядом стенд с интересной информацией и видео. Подумали о бедолагах, спасибо.
Поскольку лестница на оба потока была одна, да к тому же еще и уже, чем любая из лестниц в Мехелене – и спуск был тяжелым, и подъем (с учетом что я смотрел экспозицию при подъеме – а значит уже застал спускающихся).
Виды с башни мне не показались особенно интересными. Ну разве что не очень живописный вид на запад в сторону моря, где расположен порт с названием Zeebrugge очевидного происхождения.
Прочие впечатления от Мехелена
Первое, про что нужно рассказать в Мехелене, закончив рассказ про карильон – это, конечно же, собор.
Хотя бы потому, что вход и выход из башни расположены в нем.
А также потому, что это действительно стоящая достопримечательность, возможно, лучшая в городе.
Когда зимой я предпринял рейд по готическим соборам Франции, мне слово приходилась уговаривать себя, что они мне должны понравиться.
Ну как же: вот большое готическое сооружение, и т.д.
Но такого впечатления, как мехеленский, они не оставили – хотя я уже предпринял гипотезу, что в разрушенных войнами странах не могут хорошо сохраниться соборы, и именно потому в моих фаворитах – испанские соборы Севильи, Толедо и Кордовы.
И вот, уже забытое ощущение вновь посетило меня в Мехелене.
Богатая коллекция собора славна, в первую очередь, средневековой живописью.
Больше всего среди бельгийских соборов ею известен Антверпенский – но когда я готовился к поездке, на фотографиях триптихи Рубенса меня не впечатлили, и я не стал включать их в программу (хотя пересаживался в Антверпене).
Когда же я увидел триптихи в Мехелене – в Бельгии мне предстояло еще увидеть Брюгге и Гент, а до закрытия собора на следующий (мой последний в Бельгии) день оставалось уже меньше суток.
Да что там Антверпен – мне даже на другие примечательные церкви города, где хранятся полотна Рубенса, времени не хватило (мимо одной прошел снаружи, вечером они все уже закрыты).
Помимо живописи собор славен скульптурой, в которой выделяется резной амвон/pulpit (во фламандском стиле? подобный я видел в Лёвене и Генте). Его мне удалось снять на камеру, так что получилось неплохо.
Еще собор понравился открытостью. В мехеленском соборе, во-первых, можно посетить алтарное пространство (которое часто бывает интересно снаружи, но закрыто), а просмотр всех богатств бесплатен (за пожертвования), в отличие от того же Лёвена – где всё интересное собрано в музей.
Ну а я после впечатляющего собора вышел обратно в город, на Рыночную площадь – и город мне понравился, и атмосферой, и отдельными деталями – хотя времени там я провел достаточно немного.
В центре Рыночной площади – афиша в виде гигантской книжки. Мне повезло застать это приятное пространство не только в хорошую погоду, но еще без парка аттракционов.
Запасная батарейка камеры осталась на вокзале, основная – успела к концу дня сесть, а на телефон получалась не очень хорошие фотографии.
Вроде не в моих текущих принципах их делать – но тем не менее я не удержался от соблазна и делал их.
На противоположной от собора окраине – памятник символу города, подбрасываемой во время карнавала кукле.
За площадью – бульвар Ijzerenleen.
В кадре – фонтан в виде рыбьих голов, здание гильдии и баннеры с куклой разных цветов.
Из интересных и необычных штуковин можно также выделить рукотворные деревянные настилы на уровне реки.
Их нельзя назвать набережными – потому что улицы всё-таки не в один уровень с рекой, а выше, в то время как пешеходы – практически гуляют по воде. Правда, виды с этих настилов – не самые живописные.
Исходя из нестандартных вещей, которые я увидел в городе, на будущее мне стало интересно, а что таится в городском музее. Но это – уже на следующий раз, как и менее интересные мне музеи игрушек, часов и т.д.